Трудоустройство начинается… с вуза

Дата: 14.05.2020

Каждый год вузы России выпускают 8500 молодых специалистов, и все они нуждаются в рабочем месте. 7 мая на онлайн-конференции, организованной проектом Everland при участии вузов НГТУ и МГППУ, обсудили, какие программы сопровождения в трудоустройстве существуют в высших учебных заведениях и почему они всё ещё недостаточно эффективны. 

Были приглашены представители вузов, которые рассказали о проблемах, почему выпускникам сложно найти работу. Они поделились опытом, какие решения в их учебных учреждениях были найдены, чтобы трудоустроенных людей с инвалидностью стало больше. 

Как и на прошлых конференциях, все выступления сопровождала переводчик жестового языка Наталья Лисенкова. Everland стремится, чтобы все мероприятия были доступными для людей с разными нозологиями.

Конференция началась с выступления Игоря Новикова, директора АНО «Пространство равных возможностей» и сооснователя Everland. Он рассказал, что наблюдает на протяжении многих лет отсутствие должных компетенций у профессорско-преподавательского состава разных вузов. А они нужны, чтобы правильно взаимодействовать со студентами, имеющими инвалидность. Осложняет процесс обучения и тот факт, что нет выработанных единых программ, как помогать в учёбе, если, к примеру, студент не слышит или передвигается на коляске. Такая ситуация, по мнению Игоря, имеет свою причину: «Всё больше система образования начинает напоминать бухгалтерию. Пока политика министерства высшего образования не изменится в направлении развития компетенций преподавателя высшей школы, мы при всём желании в работе со студентами с ОВЗ не продвинемся».

Что из себя представляет РУМЦ, Ресурсный учебно-методический центр, рассказала Татьяна Иванова, представитель МГППУ. Одним из направлений его работы является как раз повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, о чём говорил и Игорь Новиков. Она привела цифру, что на сегодняшний день по России таких центров уже 21. Миссия РУМЦ – сделать высшее образование для студентов с инвалидностью качественным и доступным. Татьяна рассказывает: «Мы выясняем, какие направления и компетенции сейчас необходимы. В зависимости от этого конструируем программу, и преподаватели её проходят. Также это оказание методической помощи преподавателям и сотрудникам вузов».

Владимир Морозов, руководитель регионального центра содействия трудоустройству ТулГУ, также подчеркнул, что работа их вуза не отличается для ребят нормотипичных и ребят с ОВЗ. Подразумевается, что выпускник обладает конкурентоспособными компетенциями, а не каким-то физическим ограничением, и вуз нацелен на то, чтобы дать человеку эти компетенции. Он поделился тем, почему работу вуза с такими студентами условно можно назвать эксклюзивной инклюзией: «Для тех ребят, которые обращаются к нам, мы должны создать условия абсолютного равенства. Во всех программах и активностях вуза они должны иметь абсолютно такой же допуск. Для нас важно, что в наших мероприятиях: школах карьеры, ярмарках вакансий, презентациях, конкурсах участвуют и ребята с ОВЗ».

Людмила Можейкина, руководитель Центра инклюзивного сопровождения НГТУ, полностью была согласна с предыдущим спикером, что драйверами в работе должны выступать именно компетенции и навыки сотрудника, а не наличие у него инвалидности. Она рассказала, что в их вузе инклюзивная программа существует уже 25 лет, и поделилась, в чём заключается её философия. Это, прежде всего, подход к работе на равных, то есть стремление вуза подготовить выпускника так, чтобы работодатель был в нём заинтересован. Людмила объясняет: «Наша программа постдипломного сопровождения включает в себя 3 года сопровождения и помощи в адаптации на рабочем месте. Это работа с кризисами и барьерами в процессе работы, а также это развитие профессиональных навыков».

Как проходит дистанционное обучение, поделился дизайнер Everland, выпускник Высшей школы «Среда обучения» Роман Акинин. Он рассказал о том, как выбирал вуз, чем дистанционное образование удобно для людей с трудностями в передвижении и как строилась учебная программа. Роман отметил, что такая форма обучения – это настоящий прорыв, так как можно получить диплом государственного образца, буквально не выходя из дома: «По сравнению с тем, что было в 2008 году, когда я закончил школу, сейчас просто небо и земля. За эти 12 лет произошёл невиданный прогресс».

На протяжении конференции не раз подчёркивалось, что работодатели ищут квалифицированных специалистов. Поэтому первостепенная задача вузов подготовить таких выпускников. К этой цели разные учебные заведения идут своими способами, но впереди, как отметили многие, работы по повышению эффективности всех этих мер ещё очень и очень много.

В конце мероприятия звучали вопросы от слушателей, где ознакомиться с программами сопровождения выпускников, насколько успешно они работают и пользуются ли ими студенты. По мнению спикеров, у этих программ есть потенциал, хотя студенты в силу разных причин участвуют в них не так активно, как хотелось бы. Кроме этого, выступающие поделились контактами сайтов вузов, где можно найти всю необходимую информацию.

До конца месяца в Everland планируется ещё несколько онлайн-встреч. На них будут обсуждаться сложности и решения трудоустройства людей с разными видами инвалидности: с проблемами слуха и зрения, с трудностями в передвижении.

Проведите время на карантине с пользой! Следите за нашими анонсами в соцсетях!