Могут ли люди с ограничением по зрению воспользоваться доставкой и продуктов и лекарств, выясняли незрячие тестировщики «Особого взгляда» и Everland.
Недавняя ситуация с ограничениями передвижения поставила людей со слепотой в еще более сложные условия — продукты и лекарства, в большинстве своем, приходилось заказывать через интернет. Да и сейчас, после снятия ограничений, когда люди оценили преимущества доставки, востребованность этой услуги остается высокой для всех.
Но чтобы эта услуга действительно давала преимущества, для незрячих людей крайне важно, чтобы сайты и мобильные приложения сервисов, доставляющих еду и товары, позволяющих заказать лекарства, были доступны для специальных программ — скринридеров. Скринридеры или программы экранного доступа, устанавливаются на телефоны или компьютеры и помогают совершать покупки, производить оплату, оформлять заказ.
Чтобы разобраться, смогут ли незрячие потребители сделать покупки удаленно и воспользоваться доставкой, незрячие веб-разработчики и тестировщики проекта Everland при поддержке программы «Особый взгляд» БФ «Искусство, наука и спорт» протестировали сайты и мобильные приложения сервисов доставки товаров, продуктовых магазинов и аптек — и составили список рекомендаций по адаптации сервисов под нужды незрячих пользователей.
Сервисы доставки
Незрячие тестировщики проверили следующие пользовательские сценарии:
- Вход/регистрация;
- Личный кабинет (доступность информации в разделах);
- Просмотр списка магазинов, товаров, подробных характеристик, добавление товаров в корзину и оформление заказа;
- Наличие поля для комментария.
Проверка проводилась для следующих типов онлайн- и веб-инфраструктуры для мобильных и стационарных устройств на Windows, MacOS, iOS, Android:
- для программ экранного доступа — NVDA и Jaws для Windows, Voice Over для iOS и MacOS, Talk Back для Android;
- с использованием пользовательских агентов — интернет-обозреватели, доступность которых декларирована разработчиками: Internet Explorer, Mozilla Firefox, Safari, Google Chrome и др.
Оценка производилась по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 — малодоступный, а 5 — высокодоступный сервис.
Igooods.ru
В целом доступность сервиса Igooods.ru тестировщики оценили выше среднего. Сделать заказ через сайт и приложения для Android, iOS возможно, однако обнаружились проблемы с разметкой. Не хватает заголовков, текстовых меток на кнопках, магазинах, доставляющих на определенный адрес, и прочих навигационных элементах.
Сбермаркет
В целом доступность оценена как низкая. На сайте: добавление товаров в корзину возможно только частично, а то, что удалось добавить, невозможно удалить. Множество неподписанных кнопок и нестандартных элементов навигации. Все, что открывает незрячий пользователь, идёт вперемешку с описанием сайта и всем, что есть на его главной странице. В целом оформление заказа на сайте сопряжено с большими трудностями.
Недружелюбным для незрячих пользователей оказалось приложение для Android — у тестировщика не получилось оформить заказ. При открытии товарной категории не открывается новая страница, добавление в корзину работает некорректно. Сама кнопка корзины подписана только суммой выбранных продуктов. iOS приложение недоступно: «свайпами» листаются не товары, а пролистываются целые страницы.
Delivery Club
Доступность сервиса Delivery Club в целом была оценена как средняя.
Заказ можно сделать и через сайт, и через мобильные приложения. Web-версия более адаптирована, но есть и минусы: не очень удобная разметка. Требуется добавить заголовки на страницах с каталогом товаров.
Android приложение чуть хуже, чем IOS. В обоих много неподписанных кнопок, полей для ввода адреса/комментария к заказу и прочего.
Яндекс.Еда
Доступность сайта и мобильных приложений в целом выше среднего.
Заказ можно сделать и на сайте, и через мобильные приложения. Однако на сайте сложно выбрать адрес доставки, поскольку необходимо отметить место на карте. Из корзины нельзя удалить товар или уменьшить количество. Приходится очищать корзину и заполнять заново.
В приложениях для Android, IOS есть неподписанные поля и кнопки, что усложняет навигацию по ним.
Почта России
Доступность сайта и мобильных приложений в целом выше среднего.
На сайте можно найти информацию об адресах и графике работы отделений почты. Также незрячий человек сможет, хотя и с определенными сложностями, отследить посылку по номеру отправления и, при необходимости, присвоить ей название. На сайте много кликабельных элементов, которые часто невозможно нажать с клавиатуры. Это затрудняет взаимодействие.
В мобильных приложениях много не подписанных кнопок. Но можно найти информацию о работе конкретного отделения и посмотреть, где сейчас находится посылка, зная ее трек-номер.
Продуктовые магазины
В целом доступность выбранных сервисов магазинов можно оценить достаточно высоко. При этом есть и сложность, которую можно наблюдать в случае со «ВкусВиллом» — в исследовании доступности сайтов и мобильных приложений, которое проводил Everland в 2017-2018 годах, ресурсы компании были доступны для совершения покупок. А вот новые версии, после редизайна — уже нет.
Шкала оценки совпадает со шкалой для сервисов доставки.
Перекрёсток / X5 Retail Group
В целом доступность сайта и приложений оценена как средняя.
Несмотря на трудности с регистрацией и заполнением полей при оформлении заказа, заказ можно оформить и на сайте и в приложениях, однако везде есть много неподписанных элементов и кнопок.
ВкусВилл
Фактически сделать заказ оказалось возможным только через приложение для для iOS.
На сайте и в приложении для Android незрячим тестировщикам не удалось ни пройти регистрацию, ни добавить товары в корзину. Возможен только ввод номера телефона и создание бонусной виртуальной карты.
Утконос
Доступность сервисов для скринридеров в целом можно назвать средней. Везде можно оформить заказ. Однако есть и ряд сложностей, например на сайте возникают затруднения с выбором даты и времени доставки, в приложениях есть небольшие проблемы с навигацией и кнопки с английскими метками.
По информации от представителей компании, при разработке не привлекали незрячих консультантов или тестировщиков, не было задачи как-либо адаптировать онлайн-ресурсы. Куратор исследования, веб-разработчик Артем Плаксин предполагает, что вполне нормальная доступность и возможность для пользователя скринридера самостоятельно оформить заказ связана с простым дизайном или с валидной версткой.
Руководитель благотворительного фонда «Дом слепоглухих» Елена Федосеева пользуется скринридером. Она говорит, что в приложении «Утконоса» для iOS может самостоятельно оформить заказ, это не вызывает трудностей.
O`KEY Group S.A.
Сервис получил высокие оценки тестировщиков — 5 баллов за сайт и по 4,8 каждое из приложений. Дотянуть до идеала помешали небольшие огрехи, например, неподписанные элементы, небольшие проблемы с навигацией, англоязычные текстовые метки. При этом все ресурсы позволяют совершить покупку.
Аптеки
Сервисы в данной категории оценивались на возможность выбрать товар, ознакомиться с описанием, положить в корзину и сделать заказ.
В целом доступность сайтов аптек, выбранных для тестирования, можно оценить, как достаточно высокую — везде получалось сделать заказ. Доступность мобильных приложений актуальна для постоянных и лояльных покупателей, поэтому, если компания хотела бы видеть клиентов с ограничениями по зрению в их рядах, стоит подумать о качестве ресурсов.
Шкала оценки совпадает со шкалой для сервисов доставки и продуктовых магазинов.
APTEKA.RU
В целом доступность сайта и приложения на iOS оценена как высокая. Приложение на Android доступно средне.Удалось оформить заказ на сайте, включая доставку в ближайшую аптеку.
Сама структура сайта требует адаптации, но для заказа товаров это не критично. В приложениях заказ оформить можно, но с большими трудностями: кнопки без ярлыка мешают нормально взаимодействовать с программой.
VSEAPTEKI.RU
В целом доступность сайта оценена как средняя, приложений — ниже среднего.
Оформить заказ можно и через сайт, и через мобильные приложения. Однако если небольшие недоработки на сайте не мешают взаимодействию с ним, то неподписанные кнопки и изображения в приложениях очень затрудняют навигацию.
PILULI.RU
В целом доступность сайта оценена как высокая, приложения доступны средне. Практически идеальный сайт, требуется лишь поработать над заголовками и мелкими текстовыми пометками. А вот приложения не очень адаптированы, особенно на Android — там не удалось оформить заказ.
Основные проблемы, с которыми столкнулись тестировщики, проверяя сферу доставки различных товаров:
- Сложности с оформлением и оплатой заказа;
- Сложности с указанием конкретного адреса доставки;
- Неподписанные кнопки и другие элементы;
- Промо-материалы (баннеры, презентации), которые затрудняют навигацию по ресурсу;
- Трудности с определением того, какие из цифр обозначают вес, а какие — цену товара.
Источник: https://vc.ru/services/142250-servisy-dlya-nezryachih-specifika-dostavki