Легко ли незрячим получить услуги онлайн? Результаты исследования сайтов и приложений на доступность

15 июня Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушениями зрения «Особый взгляд» вместе с инклюзивным проектом Everland подготовили отчёт по исследованию на доступность сайтов и мобильных приложений для незрячих пользователей. Его целью было показать, с какими сложностями сталкивается эта категория людей, как бизнесу и государственным структурам повысить доступность своих интернет-ресурсов.

В России, по данным ВОС, на 2016 год насчитывалось примерно 103 тысячи совершенно незрячих людей. Многие из них, благодаря программам экранного доступа, которые считывают текст, – активные пользователи интернета, компьютерной техники и гаджетов. Но важно, чтобы сайты и приложения были адаптированы для этих программ, и человек с нарушением зрения мог выполнять все те же действия, что и все пользователи: делать заказы в интернет-магазинах, получать госуслуги, вызывать такси.  

Исследование проводилось с декабря 2019 по апрель 2020 года, в нём участвовали 26 человек с инвалидностью. С консультациями в нём помогала команда «Делойт», СНГ, специалисты которой провели оценку контента. 14 незрячих веб-разработчиков и тестировщиков, прошедшие подготовку на Платформе Everland, проверили на доступность более 200 онлайн-сервисов: веб-ресурсы и приложения 78 компаний из 15 разных сфер. И лишь у 7 из 78 организаций они оказались максимально доступными для незрячего пользователя.

Компании отбирались из тех, которыми люди с нарушениями зрения пользуются чаще всего. Это государственные сервисы, продуктовые магазины и сервисы доставки, аптеки, банки, заказ такси, аэропорты и заказ авиа- и железнодорожных билетов, сервисы электронных денег и поиска работы, онлайн-обучения, платформы для фрилансеров, доски объявлений, магазины электроники, сервисы компаний-провайдеров и операторов мобильной связи.

Исследование было построено так, что в каждой сфере проверялись наиболее распространённые пользовательские сценарии. Они тестировались незрячими специалистами. По итогам проверки нужно было оценить от 1 до 5 возможность совершить какую-либо операцию на сайте человеку с нарушением зрения, не прибегая к чьей-то помощи. На финише давалась общая оценка доступности каждого ресурса и комментарии с рекомендациями, что можно ещё улучшить в сервисе.

Артем Плаксин, незрячий веб-разработчик Everland и куратор направления: «Нам важно было совместить два подхода: с одной стороны, показать бизнесу, как использует сайт или мобильное приложение обычный незрячий клиент, а с другой — подсказать, что можно было бы исправить с точки зрения кода. Сейчас нет необходимости в специальных версиях, поскольку использование международного стандарта доступности предполагает адаптацию основного сайта без ухудшения его внешнего вида и работоспособности для зрячих пользователей».

Чаще всего сложности возникали с оформлением заказов на сайте и использованием корзины для покупок. Также проблематично было выбрать адрес на карте, дату в календаре или город из списка. Всплывающие окна и баннеры, проверочные графические коды – тоже попали в разряд элементов, которые затрудняли работу с сайтами.

Однако всё же удалось найти компании, интернет-ресурсы и приложения которых порадовали своей доступностью. В их число вошли сайты Госуслуг, Роспотребнадзора, Федеральной налоговой службы. Хорошо адаптированы сайты аэропортов, гипермаркета «О’КЕЙ», сайт и приложение такси «Максим». Удобны приложения «Билайна» и сервиса электронных денег PayPal.

Подробные результаты исследования вы можете найти по ссылке: https://specialviewportal.ru/study?fbclid=IwAR3CwtPRgTJbTbnRUCy9ME-NNptu3FyTojYVfzZ19-MSGpDdMfgWAoGwbNg