Поеду туда, не вижу куда

Итоги проверки сайтов перевозчиков и аэропортов на доступность для незрячих пользователей.

Выбрать маршрут, купить билеты на поезд или самолет сейчас можно онлайн. Незрячие путешественники также пользуются как официальными сайтами перевозчиков, например, сайтом Российских железных дорог, так и различными туристическими агрегаторами.

В исследовании, проведенном в декабре 2019 — апреле 2020 года порталом «Особый взгляд» Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» совместно с социально-предпринимательским проектом Everland, на доступность для чтения программами экранного доступа проверили 11 онлайн-сервисов по продаже билетов (известные компании-агрегаторы, а также РЖД и «Аэрофлот») и 8 сайтов крупных российских аэропортов. Ранее мы писали о доступности государственных сервисовмобильной связисервисов такси, и ресурсов по поиску работы.

Сразу отметим, что планируется второй этап подобного тестирования. Тогда будут проверены сайты и приложения других крупных российских авиакомпаний, а не только компании «Аэрофлот».

У компаний по продаже билетов на сайтах перевозчиков незрячие тестировщики проверяли основные пользовательские сценарии:

  • Вход/регистрация;
  • Поиск билетов, возможность фильтрации результатов;
  • Покупка билетов и заполнение данных о пассажире, доступность дополнительных опций (например, покупки билета на аэроэкспресс);
  • Возможность внесения изменений в ранее купленные билеты или их отмены.

На сайтах аэропортов проверяли возможность узнать:

  • Информацию на главной странице сайта;
  • Условия парковки автомобилей на территории аэропорта, в том числе для человека с инвалидностью;
  • Список кафе, ресторанов и прочих мест общепита с доступной информацией о местонахождении каждого (терминал и иные ориентиры);
  • Расписание рейсов.
  • Информацию об услуге сопровождения по аэропорту для людей с инвалидностью;
  • Информацию о номерах телефонов и прочих контактах справочной службы аэропорта, в том числе наличие отдельного номера для службы сопровождения, если по пятому пункту выставлен 1 балл.

Проверка проводилась для следующих типов онлайн- и веб-инфраструктуры для мобильных и стационарных устройств на Windows, MacOS, iOS, Android:

— для программ экранного доступа — NVDA и Jaws для Windows, Voice Over для iOS и MacOS, Talk Back для Android;

— с использованием пользовательских агентов — интернет-обозреватели, доступность которых декларирована разработчиками: Internet Explorer, Mozilla Firefox, Safari, Google Chrome и др.

Оценочный диапазон — от 1 до 5 баллов, где 1 балл — низкий уровень доступности, а 5 баллов — высокий уровень. N/A ставилось, если у компании нет мобильного приложения.

Сайты всех проверенных аэропортов доступны на высоком уровне. Наиболее удобны и информативны сайты московских аэропортов «Шереметьево» и «Домодедово», а также новосибирского аэропорта «Толмачево».

А, например, сайт калининградского аэропорта «Храброво» почти полностью доступен, но незрячий человек не сможет узнать ключевую информацию: расписание рейсов.

Сложности с просмотром расписания возникают также на сайтах аэропортов «Пулково», «Толмачево» и Сочи. Отметим, что специализированная версия сайта калининградского аэропорта оказалась менее доступна, чем основная.

По информации пресс-службы московского аэропорта «Домодедово», помощь в разработке сайта и его тестировании оказывали представители Всероссийского общества слабовидящих.

А вот что рассказали представители пресс-службы аэропорта «Шереметьево» (Москва):

Сайт запустили летом 2018 года. Им могут пользоваться пассажиры, у которых есть различные виды дальтонизма, слабовидящие, слепые, пользователи с нарушением слуха, пользователи с нарушением опорно-двигательного аппарата, которые не могут работать на компьютере с помощью компьютерной мышки. При разработке сайта привлекались слабовидящие пользователи, а также специалисты по юзабилити ООО «Юзабилитилаб», давшие свои рекомендации по разработке сайта для пассажиров с ОВЗ.

Добавим, что сайт аэропорта «Шереметьево» стал лауреатом премии «Золотой сайт» 2018 года, где был признан победителем конкурса в нескольких категориях: «Дизайн для всех (инклюзивность и универсальность)», «Лучший сайт для потребителей (B2C)» и «Сайт в сфере транспорта, логистики и доставки».

Среди сервисов по продаже авиа- и железнодорожных билетов расскажем подробнее о тройке лидеров.

OZON travel

Сайт и приложение на Android доступны на высоком уровне. Незрячий пассажир сможет зарегистрироваться, найти билеты на необходимую дату, посмотреть информацию по конкретному билету. При заполнении личных данных пассажира на сайте поля ввода могут исчезнуть — останутся только их названия.

В приложении возникают трудности с просмотром результатов поиска: неудобно щелкать по всем дням каждого месяца в поисках нужного числа. Также не совсем корректно озвучиваются способы оплаты билета. Приложение для iOS средне доступно. Например, результаты поиска полностью доступны, однако при выборе даты обратной поездки в окне выбора дат нужно указать, что это обратное направление, нажав при этом на некорректно подписанные кнопки, после чего выбрать дату и найти кнопку «Готово». Дата не всегда выбирается успешно.

QIWI TRAVEL

Сайт доступен на высоком уровне. Незрячий человек сможет зарегистрироваться, посмотреть информацию по конкретному билету, оплатить его. Также не возникнет проблем с изменением данных в билет или его возвратом. Основная сложность для пользователя скринридера — это поиск билетов и просмотр результатов поиска. Выбрать дату можно только внизу в календаре, так как данное поле доступно только для чтения.

Нельзя выбрать класс и количество пассажиров. Информация в результатах поиска написана в две строки на одном отмеченном переключателе, далее — ссылка «Подробнее» и второй двойной отмеченный переключатель. Если планируется вылет в две стороны, снова появляется ссылка «Подробнее», а затем — кнопка «Выбрать» и цена.

ОАО «Российские железные дороги»

Сайт и приложение на Android доступны на среднем уровне, приложение для iOS — на высоком. На сайте незрячему пользователю полностью доступен личный кабинет, с поиском и покупкой билетов возникают сложности. Таблица с маршрутами не размечена как таблица, поэтому по ней нельзя перемещаться, используя быстрые клавиши скринридера.

При оформлении билетов нет возможности определить, занято ли место, так как на схеме есть только цветовая индикация.Незрячий человек не сможет самостоятельно зарегистрироваться в приложении для Android: нет звукового варианта CAPTCHA. Также в обоих мобильных приложениях есть неподписанные элементы.

Неожиданностью стала довольно низкая доступность сайта и приложений «Аэрофлота», одной из основных компаний-авиаперевозчиков. Незрячий веб-разработчик Everland Артем Плаксин говорит, что нельзя назвать сайт совсем недоступным:

Видно, что работа проводилась, но для стандартов доступности, а не для пользователя. Международные стандарты не учитывают проблемы списков и выбора дат из календаря, как показала практика у «Аэрофлота». Отмечу качественно сверстанные информационные статьи, отвечающие принципам доступности, и доступность контактной информации.

Мнение пользователей:

Незрячая студентка Регина Филатова покупает билеты на поезд через сайт «РЖД» и приложение «РЖД Пассажирам» на iOS. Она отмечает: «Сайтом пользоваться удобнее. Зато у приложения есть большой плюс: возможность оплатить билет с помощью Apple Pay».

Еще одна студентка Елена Сичкар, которая также пользуется скринридером, приобретала билеты через сайт OZON travel и приложение «РЖД Пассажирам». Ей понравился сайт: всё работало, как нужно. А с «РЖД» возникли проблемы: «Приложение доступно до момента, когда требуется выбрать место в вагоне. Это визуальная схема, ее кнопки не срабатывают, если включен скринридер».

У человека с нарушением зрения не возникнет проблем с тем, чтобы найти необходимую информацию на сайтах российских аэропортов. Однако агрегаторы по продаже билетов на поезд и самолет в целом мало доступны.

Источник: https://vc.ru/services/138100-poedu-tuda-ne-vizhu-kuda