Итоги исследования программы «Особый взгляд» и проекта Everland по доступности сайтов и мобильных приложений известных магазинов электроники, а также досок объявлений для незрячих пользователей.
По оценкам Всероссийского общества слепых (ВОС), в России живут более 200 тысяч слабовидящих и незрячих людей. Это данные на 2016 год, и в них учтены только те, кто официально вступил в ВОС. На самом деле их больше: например, молодые люди не очень хотят быть членами этого общества по разным причинам.
Все незрячие пользуются техникой, начиная от холодильников и радио и заканчивая компьютером и смартфоном, на которые можно установить программу экранного доступа (скринридер). Важна возможность удаленно купить новый гаджет, обменять его или продать другому человеку уже не нужную тебе технику. Поэтому в апреле 2020 года портал «Особый взгляд» совместно с инклюзивным сообществом Everland провел исследование доступности сайтов и приложений различных компаний в 15 сферах услуг. В том числе проверили шесть онлайн-сервисов крупных магазинов электроники и двух популярных досок объявлений.
Ранее мы писали про доступность для незрячих:
— сервисов такси и поиска работы;
— агрегаторов по продаже авиа- и железнодорожных билетов;
— онлайн-банков и сервисов электронных денег;
Незрячие тестировщики пробовали выполнить основные пользовательские сценарии:
- Вход и регистрация;
- Работа с личным кабинетом;
- Поиск нужного товара, фильтрация результатов поиска;
- Просмотр характеристик по конкретному товару;
- Доступность конфигуратора системного блока (только для магазинов электроники);
- Оформление товара, выбор варианта доставки;
- Наличие адресов магазинов и другой контактной информации для связи.
Проверка проводилась для следующих типов онлайн- и веб-инфраструктуры для мобильных и стационарных устройств на Windows, MacOS, iOS, Android:
- Для программ экранного доступа — NVDA и Jaws для Windows, Voice Over для iOS и MacOS, Talk Back для Android;
- С использованием пользовательских агентов — интернет-обозреватели, доступность которых декларирована разработчиками: Internet Explorer, Mozilla Firefox, Safari, Google Chrome и др.
Каждый сценарий оценивался от 1 до 5 баллов, где 1 балл — отсутствие функциональности или низкий уровень доступности, а 5 баллов — высокий уровень. N/A ставилось, если у компании нет мобильного приложения.
«М.Видео»
Доступность сайта на высоком уровне, доступность мобильных приложений — на среднем.
На сайте и в приложении для Android незрячий пользователь сможет без проблем посмотреть необходимый товар (лучше заранее знать, что хочет купить. Если нет, то поиск по каталогу вполне доступен), добавить его в корзину и оформить заказ. А вот в приложении для iOS не получится оформить заказ, несмотря на то, что поиск по магазину и просмотр характеристик выбранного товара хорошо доступны.
DNS
Сайт и приложение на Android высоко доступны для скринридеров. Приложения для iOS у компании нет. Сделать заказ через приложение проще, чем через сайт.
«Связной»
Приложения более доступны для незрячих пользователей, чем сайт. На сайте полностью недоступна регистрация и авторизация, а также просмотр сделанных заказов и их отслеживание. При этом почти не возникнет проблем непосредственно при поиске товара и оформлении заказа, если кто-нибудь из зрячих поможет зарегистрироваться.
«Ситилинк»
Чтобы зарегистрироваться на сайте, человеку со слепотой нужно искать программу, распознающую графический код с картинки («капча»). На сайте нет текстового или звукового варианта этого кода. Преодолев этот барьер, он сможет найти необходимый товар, посмотреть его описание и оформить заказ. Здесь также есть проблемы, но они не критичные.
Приложение для Android полностью недоступно для того, кто использует скринридер. Нет возможности войти, зарегистрироваться или восстановить пароль, так как в приложении у некоторых кнопок нет ярлыка, а также множество неопределённых и неподписанных элементов.
«Эльдорадо»
Сайт и приложение на Android доступны на среднем уровне. Человек со слепотой почти без проблем сможет зарегистрироваться, найти нужный товар, посмотреть его характеристики и оформить заказ.
Ozon
Человек с нарушением зрения сможет — с определенными трудностями — заказать товар через сайт, но не через приложения. Проблемы на сайте возникают при выборе пункта самовывоза: сейчас это делается только через Яндекс.Карты, а для незрячих пользователей нужен другой способ.
В приложении для iOS можно найти нужный товар, положить его в корзину, но на этапе оплаты не получится выбрать необходимый способ оплаты.
Avito
И сайт, и мобильные приложения хорошо доступны для незрячих пользователей. Можно найти нужное объявление в каталоге, посмотреть его подробное описание. В приложениях получится также увидеть информацию о продавце, а через сайт нет возможности узнать его номер телефона. Никаким образом не получится воспользоваться доставкой сервиса: на этой странице много неподписанных и непонятных элементов, которые озвучивающая программа не читает.
«Юла»
Сайт и мобильные приложения хорошо доступны для пользователей со слепотой. В отличии от Avito здесь пользователь сможет воспользоваться доставкой сервиса через сайт и приложение на Android. В приложении на iOS она остается недоступной: не помогают ни свайпы, ни ощупывание экрана.
Мнение незрячих пользователей:
Сергей Парахин, сотрудник Everland, отмечает: «Сайты магазинов электронной техники вполне доступны. Однако на странице в первую очередь видны фотографии товаров, а незрячему нужно более детальное словесное описание. Поэтому проще ориентироваться, если заранее определить, что именно тебе нужно».
Студент Даниил Захаров чаще покупает технику непосредственно в магазине. Один раз пришлось заказывать через интернет: «Пользовался сайтом «Ситилинка», все выбрал и оформил без проблем».
Выводы
Чаще всего на сайтах магазинов электроники проблемы возникают из-за невозможности оформить заказ самостоятельно: корзина мало или совсем недоступна для скринридера. Также не обойтись без помощи зрячего родственника или знакомого, если на сайте нет альтернативы графическому коду.
Источник: https://vc.ru/services/141645-magaziny-elektroniki-i-nezryachie-beru-ne-glyadya