Чтобы понять, как компании оценивают развитие инклюзии за последние пять лет, какие тренды формируют повестку сегодня, Everland провел качественное исследование «Невидимая повестка: как бизнес видит инклюзию». Оно основано на результатах 20 глубинных полуструктурированных интервью с экспертами из ритейла, телекома, ИТ, финансов и других сфер — менеджерами и руководителями устойчивого развития в российских компаниях. Результаты исследования помогут эффективному взаимодействию бизнеса, государства и НКО в выстраивании инклюзивного общества.

«Мы в Everland уже более девяти лет занимаемся развитием инклюзии и помогаем крупным компаниям внедрять программы доступности, трудоустройства людей с инвалидностью и социальные инициативы. Мы видим определенные тренды, но также сталкиваемся с тем, что многим компаниям сложно утвердить инклюзивные проекты — часто из-за отсутствия релевантных данных и исследований», — комментирует Екатерина Ефремова, программный директор Everland.
В фокусе исследования — проекты и инициативы компаний, направленные на людей с инвалидностью. Исследование состоит из семи разделов:
- опыт реализации проектов;
- барьеры;
- трудоустройство людей с инвалидностью;
- доступность;
- внешняя экспертиза;
- тренды в инклюзии;
- портрет ESG менеджера.
По результатам исследования, бюрократия, нехватка ресурсов (финансы, люди, время, экспертиза), государственное давление и отсутствие единой оценки социального эффекта значительно тормозят развитие инклюзии.
Направления инклюзивных проектов — это чаще всего трудоустройство людей с инвалидностью и повышение доступности онлайн- и офлайн-инфраструктуры. Важно отметить, что редко совмещаются оба направления. Некоторые компании фокусируются на реализации точечных инклюзивных проектов.
Более половины респондентов указывают на острый дефицит кадров и признают, что трудоустройство людей с инвалидностью становится необходимостью. Важно отметить, что к барьерам в этом направлении респонденты отнесли стереотипы, страх ошибиться во взаимодействии с людьми с инвалидностью, предубеждения у коллег и неподготовленность кандидатов к трудоустройству.
Недоступность онлайн- и офлайн-инфраструктуры вызвана в том числе тем, что компании не могут подсчитать количество клиентов с инвалидностью, поэтому не видят необходимости реализовывать проекты по доступности. Так возникает «замкнутый круг»: люди не приходят, поэтому среда недоступна, а среда недоступна, потому что бизнес «не видит» клиентов с инвалидностью.
Как показало исследование, в реализации инициатив многие компании противоречиво воспринимают инклюзию. С одной стороны, они нацелены на системные стратегические проекты и оценку их эффективности, а с другой — укрепляется тренд на быстрые и поверхностные инициативы. Мнения по одним и тем же вопросам часто полярны, причем даже внутри одной компании. Противоречивость также отмечается в оценке работы НКО по теме инклюзии: около половины респондентов отметили повышение качества внешней экспертизы, остальные, напротив, считают, что качество экспертизы ухудшилось и НКО необходимо обучать тому, как взаимодействовать с бизнесом.
Трендами на будущее становятся ориентация проектов на государственную повестку, снижение показной социальной активности и ориентация на потребности людей, рост внутренней экспертизы и коллаборации между бизнесом, государством и НКО. При этом ESG-менеджерам — экспертам, которые продвигают устойчивую и инклюзивную повестку внутри бизнеса, не хватает ресурсов при реализации проектов внутри компании (финансовых, человеческих, временных) и релевантных исследований/статистики, на утверждение идей по инклюзивным проектам часто уходит несколько лет.
«Мы начинаем количественную фазу исследования: разрабатываем масштабный опросник совместно с НИУ ВШЭ. Наша цель — трансформировать качественные инсайты в измеримые показатели, которые станут надежной основой для взвешенных бизнес-решений по инклюзии», — отмечает Игорь Новиков, сооснователь Everland, директор АНО «Пространство равных возможностей», член Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, эксперт Программы развития ООН, исследователь Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ.
Больше информации об исследовании читайте на сайте «Невидимая повестка: как бизнес видит инклюзию». Чтобы получить полную версию на электронную почту, необходимо заполнить форму.