Урок 1

Время прохождения: 15 минут

Чего хочет клиент

Приступаем к работе

Когда к вам приходит заказчик, в первую очередь надо выяснить, чего он хочет, — важно услышать его. 

Клиент может четко представлять себе задачу — такое бывает крайне редко. Тогда вам нужно составить понятное ТЗ, записав в него все пожелания заказчика, и следовать ему.

Но чаще всего клиент не представляет, что конкретно он хочет. Запрос может звучать так: хочу красивый логотип. Человек не понимает, как он должен выглядеть, для чего служить. Тогда нужно поговорить с клиентом, можно устроить созвон, и выяснить, чего именно нужно добиться: привлечь внимание, повысить узнаваемость бренда. 

Важно выяснить суть, а не рисовать, что сказали. 

Выясните, для чего человеку нужна услуга, что он в конечном счете хочет получить, и предложите свои варианты решения проблемы. Обоснуйте, почему вы так считаете.

Такой подход покажет человеку, что вы профи: вы заинтересованы в его проблеме и можете ему помочь.

Чего не стоит делать?

Браться за то, что ты 100% не умеешь.

Ошибка многих в надежде на понятие «в работе разберусь». Но чаще всего бывает так, что в процессе человек запутывает и себя, и клиента. А в результате либо выполняет не то, либо вообще отказывается от задачи. 

Делать все, что тебя просят. Работа — это не только «выполнил задание — получил оплату». Это и ваше лицо — ваше портфолио. Если ваша задача отклоняется от первоначальной и это вредит ей, скажите об этом клиенту. Обоснуйте свою позицию, почему что-то добавлять или убирать не стоит. Приводите только факты, не включайте эмоции. 

Отклоняться от ТЗ и делать то, что нравится. Это заведомо проигрышный вариант. Вы можете рискнуть и сделать все по-своему, но если это не понравится клиенту, тогда придется переделывать, то есть сделать двойную работу за те же деньги.

Говорить, что невозможно выполнить, если вы не знаете как. Попробуйте взять время на обдумывание задачи (например, сутки), возможно, вы найдете решение в интернете или сможете спросить у коллег.

Не соглашайтесь на заведомо низкую оплату: если вы выполняете услугу качественно, и она стоит явно больше — просите адекватную цену. Иначе выполнение может вызвать раздражение и обиду, что скажется на конечном результате. Многие клиенты хотят быстро и дешево, объясните им, что и результат тогда будет адекватен заявленной цене. Если он их устроит, то вы можете взять задачу.
Итог урока
Приступаем к работе.

Чего не стоит делать:

  • брать заказ, если не сможешь его сделать;
  • делать все, что просят;
  • отклоняться от ТЗ;
  • бояться нового;
  • соглашаться на низкую зарплату.

Домашнее задание

Чтобы выполнить домашние задания, создайте файл в любом текстовом редакторе (Google Docs, Word) и фиксируйте в нем свои ответы. По завершении курса отправьте файл на проверку психологам проекта на info@evland.ru.

1. С какими собственными ошибками в работе и трудностями с клиентами сталкивались вы?

2. Хотели бы вы что-то добавить?

Вы все поняли в уроке?