Урок 2

Время прохождения: 15 минут

12 принципов анимации

Всем привет! Мы начинаем второй урок нашего курса, в котором затронем тему 12 принципов анимации.

Что такое 12 принципов анимации — это базовые правила анимации, которые вывели для себя старожилы студии «Дисней» в первой половине ХХ века. Мы не будем разбирать все 12 принципов, но я настоятельно советую прочитать в «Википедии» об остальных, а мы рассмотрим несколько, которые будем часто использовать.

Итак, я подготовил несколько композиций с анимацией.

Первый принцип — это сжатие и растяжение. Нажмем пробел и посмотрим, как это выглядит. Как вы видите, когда шарик взлетает, он растягивается по высоте и сужается по бокам. Это растяжение и сжатие. При приземлении он также сужается, ударяясь о платформу

Сейчас я покажу, как я это сделал. Для этого нажмем Composition – New composition, назовем нашу композицию «Сжатие 2», размер поставим 700 на 700, 30 кадров в секунду и длительность пять секунд, нажмем ОК.

Прежде всего, создаем Solid, который будет нашим фоном. Теперь я нажимаю кнопку Q или в панели инструментов выбираю эллипс и рисую небольшой круг. Я зажимаю Shift и Ctrl, таким образом мой шарик получится с равными краями и будет рисоваться из центра той точки, куда я кликнул.

Выбрав слой с шариком, мы видим, что якорная точка находится не в центре. Чтобы поместить ее туда, нажмем Alt + Ctrl + Home, либо можете взять Pen behind tool и с включенной галочкой Snapping переместить в центр anchor point / якорную точку.

Также я нажму Ctrl + Home, чтобы поместить фигуру в самый центр. Давайте назовем слой Ball, то есть шар, и поместим фигуру, зажав Shift, на границу композиции. Убедитесь, что у вас не стоит обводка. Можете взять, например, красный цвет заливки. Такой вот шар. Открываем вкладку Transform, мы будем анимировать Scale, то есть размер. Нажимаем на «Часики», ставим ключ, передвигаемся на 20 кадров вперед, ставим еще один. Также вы можете нажать сюда и написать +20, и ползунок переместится у вас на 20 кадров вперёд.

Ставим еще один ключевой кадр. Дальше нам понадобится параметр Position, тоже ставим ключи. И нам понадобится центральный кадр, который мы и будем изменять.

Я слегка напутал, нам нужно будет сделать так, чтобы якорная точка шара стояла внизу фигуры.

Передвигаемся в начало, выберем шар и возьмем Pen behind tool, переместим якорную точку в самый низ. Теперь можем вернуться. У нас при взлете шарик должен растягиваться, и когда он достигает верхней точки, он должен обратно принимать свою форму. Поэтому мы берем промежуточный кадр между началом и концом взлета, ставим сюда еще один ключ параметра Scale, убираем отсюда галочку, которая связывает два значения высоты и ширины. Соответственно, эти проценты отвечают за ширину, эти — за высоту. Поставим 80 и 120, таким образом, шарик у нас вытягивается, а потом снова принимает круглую форму. Да, очень важно, чтобы при изменении этих значений объем шарика оставался примерно таким же.

Мы не можем сделать его настолько тонким, это не будет смотреться. Ставим 80.

Перемещаемся сюда, 10 кадров тут, 10 здесь, тоже ставим 80 и 120, это шарик летит обратно вниз. Так, поставим сюда ползунок и нажмем английскую N, ограничив поле просмотра, и нажмем пробел. И нам нужно довести в этом ключе позицию шарика. Тут 700, значит, и тут 700, готово. Снова нажимаем пробел.

Вот такая анимация. Сейчас она линейная. Выглядит деревянно, неестественно. Тут поможет еще один принцип анимации — замедление в начале и конце, то есть мы включим интерполяцию ключей, возьмем ключи по позиции и нажмем F9. Теперь ключи будут сглаживаться, и анимация станет плавнее. Начинается медленнее, в этой точке будет достигаться максимальная скорость и плавно останавливаться. Посмотрим, как получилось. Да, уже лучше.

Для того чтобы достигнуть максимального эффекта, выберем ключи и нажмем сюда. Это графики. Если у вас такой график, вам надо нажать сюда и выбрать вместо графика значения, график скорости. Возьмем этот ключ, потянем его. Я остановлюсь на 80%, и здесь, и здесь, и здесь. Посмотрим, что получилось.

Видите, шарик подпрыгивает и зависает в воздухе, опускаясь обратно. Мы видим небольшую ошибку здесь, шар медленно стартует, когда в реальности взлет был бы более резким. Возьмем ключ в начале и потянем его сюда, поставим 10%.

Шарик у нас быстро взлетает, зависает наверху и так же должен быстро падать под собственным весом. Выбираем последний ключ и ставим 10%. А здесь, в центре, ставим 90… 93… и смотрим, что получилось. Шарик взлетает, зависает и падает.

Выйдем из графиков, сейчас у нас получается, что в промежуточном кадре по Scale его значения достигают своего пика, когда шарик в самом верху. Поэтому мы немного подвинем его в начало, раз — два — три, на три кадра от начала. Тогда его пик будет в середине взлета. И так же сделаем здесь, три кадра от конца. И посмотрим, что получилось. Теперь намного естественнее.

Передвигаемся на 10 кадров вперед от конца. Сейчас мы еще сделаем так, чтобы в конце наш шарик расплющило от падения. Теперь на 5 кадров. И мы будем изменять этот ключевой кадр. До этого у нас было 80 и 120, теперь наоборот — 120 и 80.

У нас шарик при приземлении сплющится и вернется в исходное состояние. Нажмем пробел. Вот такой принцип — сжатие и растяжение.

Следующий принцип — это упреждение или подготовка. Принцип означает, что у каждого действия должно быть какое-то начальное действие. Например, здесь квадрат будет переворачиваться с одной грани на другую, но перед этим он будет немного расшатываться. Нажмем пробел и посмотрим. Вот так квадрат переворачивается, перед этим совершая подготовку к основному действию.

На примере шарика рассмотрим этот принцип. Зайдем в композицию «Сжатие 2». Передвинем на 10 кадров все ключи. Переместимся в начало, поставим ключ по Scale, еще пять кадров вперед и еще один ключ. Его мы изменим, поставим 120 и 80.

И теперь шарик, перед тем как подпрыгнуть, совершит некоторые подготовительные действия. Нажмем пробел.

Как видите, шарик, перед тем как прыгнуть, немного сжимается, чтобы набраться сил, как бы делая подготовку к прыжку. Так действия выглядят более живыми.

Также хочу показать еще один принцип. Это доводка и захлест. Посмотрим, как выглядит анимация.

Этот принцип — также на английском overlap, или перелет. При движении объекты должны двигаться неравномерно. Сперва двигается его нижняя часть, а верхняя — отстает. Далее, при остановке, мы видим, как верх фигуры шатается. Одна часть отстает от другой, и при остановке анимации, действие не прекращается.

На примере шарика рассмотрим этот принцип. Сейчас шар с подготовкой прыгает, возвращается на место, стягивается от удара. Мы можем за счет доводки усилить эффект приземления. Здесь у нас шаг — пять кадров, продолжим ставить ключи с шагом в пять кадров. Поставим еще. Итак, здесь мы поставим 150 и 50, здесь 100-100, здесь 120 и 80, здесь 100-100 и здесь 105 и 95. Сейчас мы увидим дребезжание нашего шарика от удара в конце. Когда заканчивается действия прыжка, анимация продолжается.

Надеюсь, я наглядно показал несколько принципов анимации. И я буду вас ждать в следующем уроке.

Домашнее задание

Повторить результат урока — создать шар, анимировать его взлет с подготовкой, падение и приземление с остаточным действием.

 Домашнее задание [Extra].

С помощью комбинации параметров вкладки Transform (слой) и вкладки Transform (фигуры) внутри слоя создать анимацию переворачивающегося квадрата.

 Подсказка: нужно расположить якорную точку слоя в один угол квадрата, а якорную точку фигуры – в другой угол квадрата.

 Полезные ссылки.

«Википедия» о 12 принципах анимации — ссылка.

 12 принципов анимации наглядно: — ссылка.

Вы все поняли в уроке?