Урок 5

Время прохождения: 35 минут

Анимация кнопки

Всем привет!

Это пятое занятие. На этом уроке мы будем делать проявление кнопки, клик по ней и исчезновение. Урок будет состоять из трех частей. Анимация выглядит вот так.

Для начала создадим новую композицию. Назовем ее на английском Button, то есть «Кнопка». В размерах выставим 1920 по ширине и 1080 по высоте. 30 кадров в секунду и продолжительность сделаем 5 секунд. Дальше создаем Solid-слой, он будет нашим фоном. Назову его BG, нажму Make Comp Size и поставлю белый цвет фона.

Теперь нарисую саму кнопку, выберу через Q Rounded REctangle Tool — то есть скругленный прямоугольник. Включу вот здесь, Action Safe — отображение границ, и рисую из центра зажав Ctrl.

Получается вот такая кнопка. Изменю цвет заливки и цвет обводки. Ширина обводки стоит 20 пикселей. Переименуем слой и назовем его тоже просто Button. Зайдем в Contents — Rectangle — Ractangle Path и у параметра Roundness, то есть скругление, потянем значение так, чтобы кнопка скруглилась полностью. Поставлю 130. Далее берем Text Tool и пишем текст кнопки. Например, «Нажми меня». Ставим по центру, покрасим в белый. Вот такой у меня выбран шрифт и размер. Вы их можете выбрать на свой вкус. Также мы можем выбрать текст и кнопку. И в панели Align выровнять их относительно друг друга.

Теперь сделаем проявление. Зайдем в Contents и найдем такую стрелку, меню с модификаторами, там выберем модификатор Trim Path. Он позволит управлять проявлением обводки.

Я отключу заливку на время. Открываем настройки Trim Path. Тут есть стартовая точка и конечная. Мы будем анимировать End. Ставим ключ на 0%, шагаем вперед на 15 кадров и ставим значение 100%. И теперь зайду в настройки Stroke и в параметре Line Cap выберу Round Cap — так концы линии обводки станут скругленными.

Нажмем F9 для сглаживания ключей. Теперь хочу, чтобы у меня заливка, то есть Fill, включалась после замыкания обводки. Зайду в настройки Fill, выставлю Opacity на 0%. И с шагом в 5 кадров выставлю два ключа. Во втором будет 20%. Сделаю еще шаг в 5 кадров. Значение 0%. Еще шаг. Значение 50%. Еще 5 кадров вперед. И ставлю значение 30%. Еще пять. Значение 80%. Еще шаг. 50%. Еще раз. 100%.

Таким образом, проявление заливки будет из мигания. При предпросмотре видим, что изменение непрозрачности между ключами происходит плавно, перетекая. А я хочу резких изменений между ключами. Для этого выберу эти ключи и правой кнопкой кликну по одному из них и выберу Toggle Hold Keyframe. И теперь нет плавного перетекания анимации между ключами. Так мигание выглядит естественнее. Нажмем пробел. Слишком медленно. Снова выберу все ключи и, зажав Alt, подтяну их, уменьшив интервалы между ними. Так стало лучше!

Теперь текст. В оригинале у меня проявляется по букве, сейчас покажу, как это можно сделать. Нам нужно зайти внутрь текстового слоя, там выбираем аниматор Opacity. Видим, что в нем есть вкладка Range Selector, которая позволит управлять границами влияния аниматора на текст. Тут же есть параметры Start и End. Видим, что ничего не происходит. Уводим Opacity в 0. End поставим на 0%, а у Start — 100%. И при изменении End происходит проявление. Жмем «Часики». 15 кадров вперед и 100% на втором ключе. Теперь выберу слой и обрежу через Alt + квадратная скобка.

Мне нравится темп, но буквы проявляются мягко. Я зайду во вкладку Advanced аниматора текста и изменю параметр Smoothness на 0%. Тогда проявление букв будет резким, как при печати.

Также обратите внимание на параметр Mode. Здесь есть выпадающее меню с Characters, то есть знаки, Characters Excluding Spaces, то есть знаки без пробелов, слова и линии. Последние два удобны для большого объема текста, проявления по словам и строкам абзаца соответственно.

Далее, к уроку будет приложен файл картинки с курсорами. Два состояния: стрелка и нажимающая рука. Сделаем Pre-compose картинки. Назовем просто — cursor. Перейдем в эту композицию. Фон прозрачный. Поставим первый курсор в центр, возьмем Rectangle Tool и создадим маску, очертив стрелку. Дальше дублирую слой, выключаю первый слой, а во втором — два раза кликну по границе маски и перетащу ее в область руки — второго состояния курсора. Теперь есть два слоя с курсорами. Я создам секвенцию: обрежу первый слой через Alt + квадратная скобка и второй обрежу. Выставлю их друг за другом. Это поможет нам создать анимацию наведения курсора на кнопку и клика на нее. На всякий случай нажмем N, обрезав Work Area — рабочую область на Timeline, и кликну правой кнопкой мыши по ней, выберем Trim Comp to Work Area, то есть обрежем длительность композиции.

Вернусь в главную композицию. Здесь наш курсор. Уменьшу его размер до 15%. И теперь анимирую позицию, создав движение. Нажму английскую P. Нажимаю «Часики», двигаюсь на 20 кадров вперед. Вначале уведем за границу композиции, потом 10 кадров простоит и за 20 кадров уедет в другую сторону. Смотрим.

Я хочу, чтобы мой курсор при наведении на кнопку принимал форму руки. Для этого кликну правой кнопкой мыши на слой курсора и выбираю в Time – Enable Time Remapping. Анимация этого параметра позволит управлять временем этой композиции. Выберу все ключи и нажму Toggle Hold Keyframe.

Теперь у меня застыло время в этой композиции на 0 кадров, всегда видна стрелка. Я сдвинусь на кадр, где курсор попадает на кнопку. Создам там ключ и выберу значение, где будет видна рука. И теперь, когда курсор улетает с кнопки, я снова ставлю ключ и ставлю значение на нулевой кадр, чтобы получилась стрелка. Теперь сделаю клик. Поставлю тут ключи по Scale. Средний между ними поставим на 10%. Происходит будто бы клик. Так, 10 слишком, поставлю 13%. Выбрав ключи, нажму F9 и зайду в графики. Потяну здесь, создав замедление в движении. Кажется, переборщил, поставлю 70-80%. И мне нужно, чтобы на мой клик кнопка тоже реагировала. Так, подвинем немного слой с курсором. Возьму текстовый слой и прикреплю его через parenting к слою кнопки. А у кнопки — анимирую Scale. Три ключа и в среднем значение 90%. И так достигается синергия кнопки и курсора. Сдвинем все-таки чуть поближе к началу. Во второй части создадим волны, исходящие из кнопки, и разлетающиеся лучи.

Вторая часть пятого урока.

Теперь будем делать волны и анимацию их проявления.

Возьму Pen Tool и нарисую линию от центра, зажав Shift. Немного растяну ее за один край. 100 пикселей поставлю обводку и вот такой синий цвет. Заливку отключим.

Переименую слой в Zigzag. Внутри слоя добавим модификатор Zigzag. Он меняет форму. Увеличим высоту, сделаем гладкие углы и такое количество сделаем.

И я хочу создать иллюзию движения волн. Я просто возьму Position и создам два ключа. Во втором подвину слой Zigzag так, чтобы визуально первый ключ и второй совпадали. В первом тоже подкорректирую. Таким образом создается иллюзия движения.

Теперь сделаю маску. Уберу обводку. Сделаю черным Fill. И нарисую вот так. Назову Zigzag Mask. С помощью панели Track Matte выберу Alpha Matte у слоя Zigzag. Он будет использовать верхний слой как маску. Теперь оба слоя перенесу под кнопку. Немного видно волну в кнопке, поэтому продублирую слой кнопки, переименую. Это будет просто подложка. Уберу всю анимацию в этом слое, уберу ему обводку, поставлю белый цвет заливки и привяжу его к основному слою кнопки через Parenting. Потом перенесу под кнопку, но выше Zigzag, и скрою через Shy, чтобы не мешался. Два слоя Zigzag я «прикомпозю», назову ее как-нибудь. Немного переименую.

Я хочу, чтобы движение волны продолжалось дольше. Я бы мог копировать ключи до самого конца, но есть решение удобнее. Нажимаю на «Часики» с помощью зажатого Alt. Открывается меню и поле ввода Expression — специальных кодов. Удалим то, что уже есть внутри поля, и напишем LoopOut, скобки, в кавычках значение Cycle. Лучше всего записать и запомнить этот Expression. Он позволяет зациклить ключи. В нашем случае — два ключа.

Еще можно нажать в панели Expression на это меню и в Property можно найти LoopOut cycle, второй параметр кода отвечает за количество ключей, на которые он активен, если 0 — то на все. Теперь сдублирую эти слои. У копии поставлю обводку 50 пикселей. И желтый цвет. Еще раз дублирую, и у новой копии — цвет белый и 20 пикселей обводка.

Смотрим, как выглядит. Отлично. Только я заметил, что движение волн идет в кнопку, а не из нее. Значит, я просто выберу все слои, нажму U и поменяю местами начальные ключи с конечными.

Теперь отлично. Возвращаемся в основную композицию, дублируем композицию с Zigzag и нажмем S для Scale. Там убираю привязку значений и пишу в первом 100, так он отразится по горизонтали.

Теперь создам проявление. Выбрав Rectangle Tool, рисую маску на композиции Zigzag, вот так. Тут анимировать буду Mask Path. Жму «Часики». Передвинусь на 20 кадров. И два раза кликнув по контуру, активирую трансформирующие направляющие и сожму ее вот так. В графиках изменю значения. Тогда удалю копию и снова сдублирую уже с анимированной маской. Обрежу эти слои через Alt + квадратная скобка. Посмотрим.

Довольно быстро вылетает. Подвину ближе к началу слоя и растяну ключи. И когда произойдет нажатие, я хочу чтобы волны стали исчезать. Поставлю у масок ключи тут, передвинусь и по двойному клику на контур маски уберу их за границу экрана.

Посмотрим, как выглядит. Все равно быстро, еще растяну ключи.

Неплохо.

Третья часть пятого урока.

Третья часть пятого занятия, в которой мы анимируем исчезновение кнопки и добавим разлетающиеся в стороны шурешки. Исчезновение кнопки сделаем изнутри, любопытный эффект, и сейчас я покажу, как его добиться.

При клике будут вылетать лучи. Для их создания я возьму Pen Tool, немного смещусь от центра и, зажав Shift, нарисую линию. Выберу такой цвет. И назову этот шейповый слой Luchi, на транслите. Зайду в Contents — Shape — Stroke — и в параметре Line Cap выберу Round Cap. Таким образом края нашей линии будут скругленными.

Дальше я выберу снова модификатор Trim Paths, чтобы создать проявление луча. Но в этот раз я буду анимировать и стартовую точку, и конечную: параметры start и end. Перейдем на Timeline в этот кадр, и я нажму Alt + квадратная скобка, чтобы обрезать слой. Поставлю ключи у обоих параметров. В начале 0%, в последних кадрах — 100%. Сейчас видно, что луч исчез, и ничего не происходит. Это оттого, что значения параметров Start и End Trim Paths совпадают. Чтобы это исправить, я просто подвину ключи параметра End на один кадр вперед. Получится Offset — «Сдвиг». И создастся эффект летящего по нашему пути луча. Нажму F9, немного подвину графики. На глаз выставлю 70-80%. Хорошо, теперь мне надо сделать, чтобы лучей было много и они разлетались в разные стороны по кругу.

Я бы мог копировать слой восемь раз и повернуть каждый слой. Но есть способ проще. Я снова разверну вкладку Contents и выберу модификатор Repeater, тоже часто используемый. Этот модификатор позволяет создавать копии. Сейчас стоит три копии — и на экране три луча, увеличим — их стало больше. Каждая копия за оригиналом повторяет анимацию — это очень удобно. Поставлю 8 копий и открою вкладку Transform модификатора Repeater. Тут позицию выставлю в 0, и все копии слились в одну координату. А теперь магия — я поворачиваю копии через Rotation и создается окружность из лучей. Чтобы сделать равные интервалы, я просто напишу 360 разделить на 8, то есть полную окружность в градусах разделю на количество копий, и получится 45 градусов.

Идеально!

Теперь слои с лучами перенесу за кнопку. При клике на кнопку она должна начать свой процесс исчезновения. Для этого я создам маску на основе кнопки. Дублирую слой Button, называю его Button Mask и убираю Fill. Обводку увеличу максимально, чтобы внутри не было пустоты.

Моя идея заключается в том, что при уменьшении обводки будет увеличиваться пустое пространство внутри, за счет этого кнопка исчезнет. В Track Matte задам условия маски, выбрав для слоя с Кнопкой Alpha Matte, то есть кнопка будет видна в границах слоя Button Mask — нашей маски. Теперь открою вкладку Contents у этой маски и в Stroke найду параметр Stroke Width, то есть ширина обводки, и анимирую его с разницей 15 кадров от большого значения до 0. Получается исчезновение.

Слой с текстом обрежу. Также зайду в Shy и обрежу слой с подложкой. Также сглажу ключи. Посмотрим на предпросмотре, как выглядит. Подредактирую графики у масок Zigzag. Обнулю их и выставлю заново. Еще раз включу превью. Текст можно всегда поменять, написать там, что угодно. Например, Everland. Поставлю в центр.
Надеюсь, на этом уроке для себя вы открыли пару новых приемов и инструментов.

Домашнее задание

Повторить результат урока — создать и анимировать кнопку по образцу. 

Материалы к домашнему заданию — ссылка.  

Домашнее задание [Extra]

Создать свою иллюстрацию кнопки, изменив ее цвета и форму, а также форму исходящих волн, анимировать ее, используя имеющиеся знания и эксперименты с модификаторами.

Запомните и запишите: LoopOut (cycle). 

Полезные ссылки:

Cтатья о экспрешене LoopOut — ссылка.

Вы все поняли в уроке?