Урок 3

Время прохождения: 10 минут

Форматы публикаций в СМИ. Пресс-релиз

Сегодня мы начинаем говорить о форматах и инструментах публикаций в СМИ.

Форматы публикаций в СМИ:
— комментарий эксперта,
— колонка,
— интервью,
— статья,
— аналитика,
— спецпроект (лонгрид, мультимедийная статья, инфографика, нативная реклама).

Инструменты:
— пресс-релиз,
— мероприятие,
— исследование,
— самостоятельная публикация (блоги и т. п.).

Хорошо, если у вашей компании есть инфоповод, который можно предложить СМИ. Например, вы подвели итоги года, масштабируете бизнес, запускаете новый проект или благотворительную инициативу. В этом случае можно подготовить пресс-релиз и сделать точечную рассылку редакциям и журналистам, которым может быть интересна эта новость.

Если же ничего яркого или крупного не происходит, а обычные новости не дотягивают до того, чтобы их предложить СМИ, то нужно самим придумать инфоповод. Например, можно провести исследование, результаты которого заинтересуют СМИ, или предложить СМИ подготовить материал к календарной дате (например, Международному дню человека в инвалидном кресле или Дню тестировщика). Или придумать спецпроект внутри компании, так как вы хорошо знаете проблемы людей и можете предложить вариант решения.
Или подумать, кому и на какую тему может дать комментарий ваш эксперт. О некоторых инструментах мы поговорим подробнее в наших следующих уроках.

Пресс-релиз — информационное сообщение для прессы, которое содержит новость из жизни организации.

«Нужно, чтобы случилось что-то плохое, и это было бы хорошо», — бывает, СМИ работают по такому принципу, который озвучил один из героев фильма «День радио», но это все-таки шутка.

Информационный повод, чтобы его опубликовали в СМИ, должен быть хорошим. Это — цифры, факты, технологии и сделки.

Но не скатывайтесь в постоянную похвалу компании. Такой подход сделает пресс-релиз плохим. Он вызывает недоверие у читателя и ассоциируется с навязчивой рекламой.

Что такое плохой пресс-релиз? Это когда на протяжении всего пресс-релиза компания говорит о том, какая она хорошая.

Бывают и развлекательные, и хайповые инфоповоды. Например, Москомархитектура: «Главный архитектор Москвы — о небывалом количестве занятий сексом в Зарядье». Но такие инфоповоды могут позволить себе только большие ньюсмейкеры.

Структура пресс-релиза. Как он пишется.

Заголовок — это описание инфоповода в нескольких словах.

Дальше идет лид, или первый абзац. Он отвечает на вопросы: что, где, когда, почему, зачем? Кратко передает суть текста.

В описании излагается суть, факты инфоповода.

Затем обычно идет цитата эксперта: она раскрывает, иллюстрирует факты, особенности технологии, демонстрирует пользу, выгоду продукта.

Также в пресс-релизе есть дополнительная информация / история вопроса (бэкграунд), завершает пресс-релиз справка о компании. Она — важный элемент оформления пресс-релиза. Кроме того, релиз должен содержать: логотип компании (в колонтитуле или в правом, или в левом верхнем углу), и вверху: дату и город выпуска.

Разберём пресс-релиз компании Christiaens Group.

Это самый настоящий пресс-релиз, который компания выпустила и рассылала по СМИ.

Новостной повод — Christiaens Group представила грибные фермы нового поколения. Это наш заголовок.

Дальше идет лид, где мы описываем, что, где и когда произошло. Отвечаем на эти вопросы: 22-24 мая названная компания там-то и там-то представила вот эту инновационную разработку.

Далее у нас идет содержание нашего релиза. Мы немного говорим о компании, говорим о выставке. И тут у нас цитаты экспертов. Здесь их две, они интегрированы в текст.

Далее опять продолжается описание. И начинается следующая основная цитата — нашего основного спикера, руководителя компании. И завершается пресс-релиз небольшим бэкграундом.

Пара слов об оформлении пресс-релиза. Вот так выглядит справка о компании. Сверху пишется место выпуска пресс-релиза (город, поселок и т. д.) и его дата. И обязательно ставится логотип компании. На этом оформление релиза завершается.

Домашнее задание

Скачайте материалы из аттачмента.

Пресс-релиз 1. Прочтите пресс-релиз. Найдите заголовок, лид, цитату и другие компоненты. Прямо в документе обозначьте структуру.

Пресс-релиз 2. Прочтите пресс-релиз. Выделите и обозначьте структуру. Профайл. Прочтите, напишите тезисный план пресс-релиза, напишите пресс-релиз.

Материалы для скачивания: релиз 1, релиз 2, профайл «Река Мира» — ссылка.

Вы все поняли в уроке?