Урок 4

Время прохождения: 10 минут

Форматы публикаций в СМИ. Комментарий. Колонка. Интервью

Продолжаем с вами говорить о форматах публикаций в СМИ. Сегодняшняя тема — три формата: комментарий, колонка, интервью.

Комментарий. С помощью этого формата можно выгодно представить вашего эксперта, сделать его более узнаваемым — конечно, если ему есть что сказать. Это очень важно. Особенность комментария в том, что его дает эксперт, профессионал в своей области, в нем не должно быть воды и несущественной информации. Комментарий — очень короткий жанр, у вас будет всего 1000 печатных знаков, чтобы произвести должное впечатление на читателей, поэтому ответ на поставленный вопрос должен быть коротким и емким. Конечно, редакторы изданий и читатели ждут от эксперта мнения и экспертизы, а вовсе не рекламы компании. Комментарий, пожалуй, самый легкий с точки зрения трудозатрат формат, но готовить его, особенно для новостных агентств, нужно очень быстро — максимум час. Вас не будут ждать, так как в агентства присылают много новостей и они быстро устаревают.

Предположим, ваш руководитель обладает нужными знаниями, пользуется уважением коллег, его авторитет признают конкуренты, он готов давать комментарии. Но вот как же попасть в СМИ? В первую очередь вашей компании нужно генерировать важный, нужный, интересный контент. Что можете сделать вы как PR- специалист? Сделать хороший (цифры, факты, технологии) пресс-релиз, подключить аналитика для подготовки аналитических статей с информацией, интересной вашему сегменту. Пиар-специалист также работает с сервисом комментариев Pressfeed.ru, развивает соцсети компании.

Спикер тоже может внести свой вклад — писать в личных соцсетях о своем бизнесе так интересно, чтобы журналисты обращались к нему сами.

Колонка — формат, ставший популярным лет 10 назад, он до сих пор в тренде, им пользуются практически все издания. Есть такое понятие — «колумнист». Это человек, пишущий колонки. В качестве колумнистов в издания привлекаются эксперты, которые, во-первых, обладают знаниями в нужной области, а во-вторых, общество прислушивается к ним. В колонке есть возможность дать развернутый ответ на поставленный вопрос. Колонка — это своего рода мини-статья, можно высказаться по той или иной проблеме, предложить решение. Прекрасный формат, чтобы продемонстрировать свои знания, опыт. Но не поддавайтесь искушению — написать текст на тему, а заодно и компанию прорекламировать. Делать этого не нужно, да и редактор не пропустит.

Как попасть с колонкой в СМИ? Выбрать нужный ресурс, изучить его, посмотреть, на какие темы публикуются колонки чаще всего. Связаться с редактором и предложить свою тему. Он может согласиться, редакторам нужны новые герои и новые идеи. Можно опубликовать колонку самостоятельно. Портал о бизнесе и технологиях VC.ru (более 300 тыс. посетителей в неделю) охотно публикует колонки экспертов в разделе «Блоги». Нужно только соблюдать правила публикации на портале, установленные редакцией.

Где еще можно самостоятельно опубликоваться? Например, на порталах Spark.ru — бизнес и технологии, до 90 тыс. посетителей в неделю и Habr — крупнейший ресурс, объединяющий IT-специалистов, почти 2 млн посетителей в неделю.

Ресурсы, которые ищут авторов. Яркий пример — Rb.ru.

Средняя аудитория издания — 2 миллиона уникальных читателей в месяц. Они доброжелательно настроены, воспринимают и изучают новые идеи, могут дать рекомендации, как переработать материал так, чтобы он вышел на страницах электронного издания.

Интервью. Это жанр, построенный на диалоге журналиста со спикером, в нем могут принимать участие один или два эксперта.

Чтобы в результате разговора журналиста со спикером получить все-таки большое обстоятельное интервью, а не маленький комментарий, к нему необходимо подготовиться.
1. Попросить журналиста обозначить направление беседы или запросить вопросы для подготовки цифр и проработки фактов.
2. Выслать журналисту информацию о спикере, а спикеру — о СМИ и журналисте.
3. Уточнить: будет ли фотосессия, предупредить спикера, выделить на нее время.

Интервью, колонка и комментарий — жанры взаимосвязанные, вытекающие один из другого: например, вы позвонили, чтобы взять небольшой комментарий, но в итоге поняли, что он — тема большого интервью. Бывает и наоборот — пространное интервью, которое дал эксперт, в итоге стало компактной колонкой.

Домашнее задание

Тема «Комментарий»

Скачайте аудиофайл, расшифруйте, напишите заметку объемом 1000 знаков.

Тема «Колонка»

Найти не менее 10 колонок по темам: «Информационные технологии», «Малый бизнес», «Психология», «Путешествия». Напишите, какая тема вам больше нравится и почему? Выделите наиболее заметные ресурсы и наиболее популярных авторов. Насколько активно они публикуются, какие получают отзывы.

Тема «Интервью»

Проанализируйте интервью (ссылки — под видео). Жанр один, напишите, в чем различия?

Ссылка 1.

Ссылка 2.

Вы все поняли в уроке?