Сегодня работа над проектом — это, прежде всего, командная работа, особенно, если вы создаете рекламную кампанию, где задействованы разные рекламные инструменты: тексты, видео, баннеры, постеры. Работаете вы, соответственно, с копирайтерами (если пишете не сами), дизайнерами, веб-разработчиками, видеографами, фотографами. Всем нужно дать задачу, добиться нужного результата.
Давайте посмотрим, какие основные пункты может включать техническое задание для ваших подрядчиков. Предположим, работы так много, что вы отдаете текст стороннему копирайтеру. Помним: какое ТЗ (техническое задание) — таков и результат. Прежде всего, копирайтеру нужно обозначить, для кого мы пишем этот текст: кто читатели, в каких изданиях он будет публиковаться.
Определить формат: пресс-релиз для рассылки в СМИ (и здесь же отвечаем на вопрос: в каких СМИ), новость на сайт компании, новость в соцсети, статья в сторонний журнал / на сайт. Определяем ключевое сообщение — самое главное, зачем мы пишем материал, что мы хотим сообщить.
Определяем спикеров и готовим цитаты (если не хотите давать телефоны руководства компании копирайтеру, берите материал для цитат самостоятельно). Готовим фактический материал / ссылки на сайт, презентации, если нужно — фотографии для наглядности, любую дополнительную информацию. При необходимости даем список контактов. Обязательно обозначаем дедлайн.
Наверное, одно из главных правил при работе с дизайнером — давать ему текст без ошибок, потому что тексты он не набирает заново, а копипастит. Обозначить то, что нужно выделить, написать пожелания к дизайну, дать референсы — примеры.
Обязательно указываем технические требования: что это — листовка, постер, интернет-баннер, указываем размер. Говорить дизайнеру «вы нарисуйте визуал, а размер потом подгоним» — это неправильно. Потому что создание новой иллюстрации начинается с задания размеров. Если вы укажете вид печати — это здорово, тогда дизайнер при создании макета сразу сможет учесть специфику печати.
Что касается сроков, обязательно нужно заложить больше времени на согласование. Сначала дизайнер показывает предварительный макет, вы вносите правки. Так, чтобы было без правок, не бывает никогда. Дизайнер может показать семь вариантов правок, прежде чем родится окончательный макет. Запомните! Изображения для печати в типографии предоставляются в форматах растровой или векторной графики, самые распространенные — это ai, cdr, eps, tif, jpg. Для логотипов предпочтителен векторный формат. Разрешение растровых изображений (tif, jpg) должно быть 300 pixel/inch (пикселей на дюйм).
В техническом задании для фотографа указываем: когда приходить, куда приходить, как правило, фотограф приходит заранее, чтобы посмотреть помещение, оценить экспозицию, в каких условиях ему придется работать. Мы указываем, что снимаем. Часто это мероприятие, и соответственно, нам нужна репортажная съемка, и еще мы показываем, кого из спикеров нужно обязательно снять. Также у нас может быть предметная съемка: часто снимают элементы оформления до мероприятия, афиши, баннеры — для отчета перед партнерами. Нужно указать количество готовых фотографий и для чего они вам нужны: для широкоформатной печати, полиграфии, размещения в интернете. Фотограф может забрендировать фото — разместить логотип. Обязательно указываете срок и порядок сдачи материала.
Задание для веб-разработчика. Типичная история — создать сайт. Определяем, какой сайт создаем: новостной, корпоративный портал, интернет-магазин — видов очень много. Определяем целевую аудиторию. Что она будет делать на сайте? Подбираем референсы. Какие сайты кажутся вам наиболее подходящими?
Решаете, нужна ли вам система управления сайтом (CMS) и какая: 1С-Битрикс, WordPress и т. д. В компании, которая занимается такими продуктами, вам дадут бриф, где будет еще с десяток вопросов. Вы заполняете бриф. На его основании веб-разработчик делает техническое задание. И параллельно с дизайнером разрабатываете дизайн, используя все, что у вас есть на данный момент: гайдлайны, логотип, брендбук. Также пишете тексты для заливки на сайт.
Разрабатывая техническое задание для видеографа, мы:
— решаем какой продукт и для каких целей создаем: рекламный ролик / motion-ролик / видеопрезентацию;
— подбираем примеры;
— определяем хронометраж;
— решаем, кого и что точно нужно показать / пишем примерный сценарий;
— используем / не используем корпоративный стиль, цвета, логотип;
— пишем закадровый текст / сверяем названия, имена и фамилии, должности.
Несколько слов о контроле результата: нужно стараться всё тщательно и внимательно проверять, собирать все правки и отдавать вашему подрядчику одним массивом, чтобы процесс внесения правок не превратился в бесконечный. На выполнение задачи закладывать время с запасом. И помнить, что если вы получаете конечный продукт, а там ошибки, то это ваша ответственность, ответственность PR — вы приняли работу с ошибкой.