Урок 1

Время прохождения: 30 минут

Интервью как основной источник информации

Айслу Асан, руководитель направления «Контент», автор курса

«В Everland я с самого начала проекта. Знаю, как непросто, но возможно пройти путь от новичка до профи. За годы работы в проекте я выросла не только как контент-специалист, но и как редактор сайта «Profi без ограничений».

Здравствуйте! Меня зовут Светлана, я озвучиваю курс «Создание социального мультимедийного контента: форматы и основы» Айслу Асан, куратора направления «Контент» в проекте Everland.

Немного об авторе. Айслу передвигается в коляске с 2004 года, после травмы в ДТП. По образованию она — журналист. В проекте Айслу занимается не только журналистикой и редактированием сайта «Profi без ограничений», но и разработкой различного контента. В Everland она с самого основания проекта, знает, как быстро, хоть и непросто, пройти путь от новичка до профи.

Курс Айслу обучает созданию интервью, историй, новостей на сайт компании, технического задания для инфографики и ролика. Владея такими навыками, вы научитесь работать с социальным контентом — материалами, цепляющими аудиторию.

Урок 1. Интервью как основной источник информации

Интервью — это не только текстовый жанр, но и основной источник сбора информации, когда мы задаем вопросы и получаем ответы.

Давай рассмотрим, каким может быть качественное, эмоциональное интервью, которое хочется прочесть до конца, на примере публикации об Иване Бакаидове. Несмотря на сложный диагноз — ДЦП, Иван создает программы для общения людей с нарушениями речи.

Сразу видим интересный заголовок. Он привлекает читателя яркой цитатой. Иван Бакаидов: «Я и правда стремно выгляжу». На такой материал обратят внимание, даже если не знают Ивана Бакаидова. Цитата героя в заголовке — это всегда очень эмоциональный прием. Он помогает осуществить главную задачу — привлечь внимание к материалу и заставить его прочесть. Но цитата должна принадлежать герою и быть интересной: это может быть какое-то необычное высказывание или факт из жизненного опыта. Простая, какая-то банально сказанная реплика никому не интересна.

Идем дальше. После классного заголовка идет подзаголовок, который поясняет нам, кто такой Иван Бакаидов и чем он занимается.

Обратите внимание: залог хорошего интервью — интересные, небанальные вопросы и ответы.

Идем по тексту. Первый заданный вопрос не про программы для коммуникации, которые Иван разрабатывает, — это было бы банально, а про велосипеды.

«Иван, вы заядлый велосипедист с необычным велосипедом. Как и когда поняли, что хотите велосипед? Легко ли было его освоить, какие есть особенности у езды на лежачем велосипеде?»

Да, вот такое интересное и необычное увлечение человека на коляске.

Следующий вопрос — переход от велосипеда к способу коммуникации:

«Вы рассказывали, если случается какая-то поломка, вы общаетесь с прохожими с помощью планшета и просите их помочь. Бывали случаи, когда люди на это неадекватно реагировали?»

Вот тот самый прием, когда следующий вопрос вытекает из ответа собеседника, а не только из заготовок на бумаге, — всегда смотрите, что еще можно интересного узнать, а не слепо следуйте заранее написанному сценарию. Данный вопрос одновременно раскрывает проблемы речи и коммуникации героя и то, как он их решает.

Следующий вопрос показывает, что интервьюер заранее собрал информацию о герое из других источников и задает вопросы, уже исходя из того, что было написано об Иване ранее.

«В интервью The Village вы сказали, что у вас около 12 друзей, из них пять — особенные. Как вы с ними познакомились и общаетесь? Это ваши ровесники? Работаете ли вы со своими друзьями или стараетесь не совмещать работу и дружбу?»

Мы видим, что журналист развивает ранее поднятую тему, но он ищет новые интересные детали. Ниже вынесена цитата Ивана, с мнением которого не каждый согласится:

«По-моему, мы слишком ушли в личные переписки и изъели этот жанр. Я не спрашиваю людей об их делах, я часто не здороваюсь в переписке. Нет ничего глупее: «Привет! Как дела? Хорошо».

Такая цитата героя означает, что журналист нашел что-то небанальное. Очень важно искать в ответах то, что может звучать непривычно.

Дальше мы видим очень интересный для IT-специалиста вопрос — про исчезновение интернета.

«Если представить, что завтра интернет исчезнет, как бы вы на это отреагировали?»

Такой вопрос называется неудобным. Типа, чем тогда будете заниматься и кормить себя? Читателю будет интересно, что ответит герой.

Далее — опять вопрос, вытекающий из прошлых публикаций, запрос лайфхака. Необычный опыт всегда привлекает внимание.

«Мне ужасно понравился ваш рассказ про идеи ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач). Помимо варки макарон в дуршлаге и наливания воды из чайника, какие еще лайфхаки используете в повседневной жизни?»

Дальше — интересный эпизод из соцсетей героя.

«За последние годы заметили какие-нибудь изменения в сознании «обычных» людей по отношению к людям с особенностями? Если не возражаете, приведу в качестве примера историю вашего полета в Сочи, опубликованную «ВКонтакте».

Видим обычный copy-paste из соцсетей.

«Я летал в отпуск один. Самой сложной частью был перелет» и т. д. Длинная история Ивана из соцсетей.

Теперь вопрос вытекает из этой истории, он связан с инцидентом с авиакомпанией.

«Как вы сохраняете спокойствие, сталкиваясь с косыми взглядами или хамством?»

И то, что отвечает собеседник, — это, опять же, лайфхак и, опять же, вопрос, вытекающий из ответа.

И в конце спрашивается про счастье.

«От чего вы чувствуете себя счастливым? Что нужно для счастья? Бывает ли такое, что вы приходите в отчаяние?»

Хорошая концовка всегда дает какую-то надежду либо какой-то взгляд в будущее, планы.

Резюмируем

Цепляющий заголовок
Иван Бакаидов: «Я и правда стремно выгляжу»

Нам важен интересный, цепляющий заголовок.

Залог хорошего интервью — небанальные интересные вопросы

Нам нужны интересные вопросы.

Слушаем собеседника.
Задаем вопросы, вытекающие из ответов, а не только из заготовок к беседе.

Слушаем собеседника, думаем, о чем спросить дальше. Вам все должно быть понятно в ответах. Если нет, задаем дополнительные вопросы.

Собираем информацию о человеке.
Находим новые интересные детали.

В тексте нет ничего о самих программах для коммуникации людей с проблемами речи, потому что автор уверен, что об этом писали много раз и, скорее всего, это уже было на сайте — там, где будет опубликовано интервью.

Поэтому, чтобы интервью состоялось и не было скучным повторением, автор нашел новые факты из жизни героя и интересно (возможно, с новой стороны) раскрыл его личность. Автор не использовал клише — банальную историю преодоления, героизацию человека с инвалидностью. Для него Иван Бакаидов — обычный человек с желанием жить, интересами и слабостями.

Вопросы об инвалидности должны быть корректными.

Не все люди с инвалидностью легко относятся к вопросам про физические особенности. Не все могут легко, как Иван Бакаидов, говорить, что стремно выглядят и у них текут слюни. Поэтому, прежде чем задавать вопрос, стоит посмотреть публикации о человеке или уточнить, будет ли ему комфортно развивать такую тему.

Уходим от жалости или героизма.

Интервью с Иваном прекрасно тем, что показывает человека с инвалидностью обычным человеком, таким, как все: с желанием общаться, передвигаться, что-то делать, быть полезным. Без перекосов в сторону жалости или геройства. Таких материалов в интернете и СМИ очень много. Часто они вызывают у людей с инвалидностью негативную реакцию. Мало кому понравится, что его постоянно жалеют или же превозносят только за то, что он просто живет.

Подготовка к интервью

Перед интервью важно:
— собрать информацию о спикере;
— понять, что нового вы можете о нем рассказать;
— определить фокус публикации.

Начнем с подготовки к интервью. Важно приходить на интервью с уже заготовленными вопросами, так вы не потеряете нить разговора, не забудете спросить о важном. Для этого нужно погуглить, есть ли какая-то информация о человеке, посмотреть его страницы в соцсетях и понять, что нового вы можете рассказать о его жизни, интересах, работе и семье. Нужно найти детали, которых не было в других интервью, и четко понимать, на чем вы хотите сфокусироваться в своей публикации. Спрашивать обо всем и сразу или задавать несвязанные вопросы — значит потерять внимание читателя. Только тогда материал станет ценным для него, когда он будет нов, логичен и небанален.

В процессе интервью вы можете увидеть собеседника с иной стороны, и ваш материал станет другим, нежели был задуман в начале. Это нормально, отвечая на вопросы, человек может натолкнуть вас на тему или вопрос, который был неочевиден при изучении материала, но может быть интересен читателю.

Каналы интервьюирования:
— встреча и живое общение;
— телефон, Zoom с записью разговора;
— вопросы в виде текста, если собеседник разговорчив и открыт.

Теперь давайте остановимся на важных технических моментах интервью как источнике сбора информации.

Самое лучшее интервью — это живая встреча с собеседником и возможность сделать фото. Именно при таком общении у героя создается доверие к вам, появляется желание быть откровенным. Запомните, люди больше всего любят говорить о себе. Так, герой может увидеть в вас некоего психотерапевта и захочет поделиться своим опытом и переживаниями.

Второй вариант — это телефон или Zoom, естественно, с записью разговора, чтобы ничего не потерять при написании интервью.

Третий — можно дать герою заранее написанные вопросы и попросить ответить на них в Google- или Word-документе. Это самое простое решение. Но, скорее всего, вы не будете довольны ответами, потому что этот вариант работает только тогда, когда ваш собеседник готов потратить время, чтобы написать хорошие развернутые ответы. При этом он должен быть красноречив, откровенен и эмоционально открыт.

Скажем по опыту, хорошее интервью при такой коммуникации почти невозможно сделать. Чаще всего люди отвечают односложно, не стремятся раскрываться, а некоторые вообще не умеют письменно рассказывать о себе: либо не знают, что сказать, либо говорят нелогично, вариантов много.

Способ лучше — отправить вопросы текстом, а ответы попросить прислать голосовым сообщением, оговорив возможность дозадать вопросы в процессе написания интервью.

Задаем развернутые вопросы: почему вы так считаете?

Что еще важно в интервью? Всегда задавайте развернутые вопросы, на которые вам не ответят «да» или «нет».

Пример плохого вопроса: вы считаете, что состоялись как профессионал? Собеседник вам скажет: «Да, состоялся» или «Нет, не состоялся». И дальше будет сложно развивать тему, потому что либо придется дозадать еще 3-4 вопроса, буквально выуживая интересную информацию, либо просто ее закрыть, поскольку собеседник считает, что уже и так исчерпывающе ответил.

Хороший вопрос: что, как вам кажется, помогло вам состояться как профессионалу?

Вот тут вы подталкиваете героя к рефлексии, рассуждению о том, что его привело к тому, что он стал профи. А как мы помним, люди любят поговорить о себе.

Не отключайте запись разговора, пока не попрощаетесь.
Обговаривайте возможность спросить дополнительно.

Еще один важный нюанс. Не отключайте запись разговора до тех пор, пока не попрощаетесь с собеседником. Часто все самое интересное озвучивается в конце, потому что человек считает, что интервью завершено и расслабляется. В такой момент к нему приходят мысли, которые он забыл или не подумал озвучить в моменте. Знаете, так бывает, когда вы с кем-то спорите или ругаетесь, и только после завершения диалога (в момент расслабления) к вам приходят лучшие аргументы и доказательства своей правоты. Классический случай: вы с человеком попрощались, уже выключили диктофон, а он говорит: «А знаете, вы же меня не спросили» или, наоборот, «Когда вы там спросили, я вот хотел еще чего сказать». И вы уже не можете это записать, важная мысль будет потеряна.

Следующий момент — всегда оговаривайте возможность повторно связаться и доспросить. Часто бывает так, что когда вы составляете текст интервью, то понимаете, что факты не связываются. Именно тогда вам пригодится это разрешение. Человек не откажет вам в общении, если заранее на него согласился.

Как сделать самое простое интервью со специалистом с инвалидностью

Общая информация:
— имя и фамилия;
— возраст;
— место проживания;
— инвалидность;
— образование, специальность;
— место работы, задачи.

В начале интервью мы должны собрать всю основную информацию о собеседнике: как его зовут, возраст, где живет, инвалидность (какие именно ограничения), образование, чем занимается, последнее место работы.

Зачем нам возраст? Это даст понимание жизненного опыта человека, в 40 мы не такие, как в 20 лет.

Проживание дает нам представление о возможностях трудоустройства человека — в Москве намного больше шансов найти работу в офисе, чем в селе, где человеку со сложной инвалидностью (с серьезными проблемами в передвижении, коммуникации), скорее всего, будет доступна только удаленка.

Вопрос об инвалидности позволяет понимать особенности ограничений. Если человек не слышит или не говорит, становится интересно, как он получал образование в вузе или же как он коммуницирует с коллегами, какие технологии ему помогают. Такой опыт будет полезен читателям, оказавшимся в схожей ситуации.

Зачем человеку с инвалидностью работать и быть профессионалом?

В целом всегда интересно, зачем человеку со сложной инвалидностью работать и тем более быть, например, высококвалифицированным дизайнером? Ведь он может жить на пенсию, получать пособия и помощь от государства. Поэтому хорошо задавать эти вопросы, чтобы услышать различные мнения, понимать мотивацию людей.

Интересно узнать и про мотивы выбора профессии. Да, мы понимаем, что человеку в инвалидной коляске трудно ходить каждый день на работу, например — кассиром в супермаркете. Но бывают исключения — многие люди с проблемами в передвижении ведут активный образ жизни. Хотя чаще они выбирают работу в интернете, где не нужно подстраиваться под окружающих и обстановку. Конечно, в любой занятости главное — быть профессионалом, уметь что-то классно делать. Тогда инвалидность не заметна и в принципе не имеет значения.

Как научиться быть эффективным?

И тут рождается вопрос: как научиться делать работу качественно, чтобы за нее платили?

С чего вы начинали?
Что самое сложное?

Из ответа на предыдущий вопрос мы, конечно, поймем, что все прошло не сразу и не легко. И тогда логично будет спросить: а с чего вы начинали свой путь в профессию? Через что пришлось пройти, чтобы понять — легких денег не бывает? Что самое сложное в работе?

Как вы воспринимаете критику?
Как изменилась ваша жизнь? От чего пришлось отказаться?

Теперь мы можем уточнить: как вы воспринимаете критику? Как изменилась ваша жизнь? От чего пришлось отказаться?

Запрос лайфхака для новичков.

Дальше можно спросить: что вы посоветуете молодым ребятам с инвалидностью, кто хочет начать работать, но не решается или не знает, чем мог бы заниматься и как ему вообще к этому подступиться?

Слушаем собеседника.
Задаем вопросы, вытекающие из ответов, а не только из заготовок к беседе.

Вернемся к тому, о чем говорили выше. Слушаем собеседника, следим за его словами, не пропускаем момент, когда появляются интересные детали. Так у нас есть шанс получить что-то необычное, небанальное для нашего интервью.

Например, человек рассказывает о своем проекте, танцах для незрячих людей, как они помогают людям лучше ориентироваться в пространстве. А потом вы понимаете, что проект вырос из темы его научной работы, а еще в нем танцуют люди и с обычным зрением и даже готовы платить за это. Так мы, задав вопрос о проекте, получили целый рассказ о человеке, его образовании и даже возможном заработке на своем увлечении.

В материалах к уроку есть шаблон, по которому можно, адаптируя под вашу задачу, сделать хорошее интервью или историю.

Структура интервью

Цепляющий заголовок.
Иван Бакаидов: «Я и правда стремно выгляжу».

Интервью, как готовый к публикации материал, начинается с заголовка. В материалах Everland мы чаще всего используем заголовки, состоящие из интересных цитат. Есть, конечно, и другие виды заголовков. О них мы еще поговорим, когда будем разбирать подготовку к написанию истории. Пока можно почитать любой материал о видах заголовков в Сети.

Лид
Проблема и решение.

После заголовка мы пишем лид, или подзаголовок, он поясняет то, что озвучено в заголовке. Если мы говорим об интервью со специалистом, то в лиде нам важно дать не только основную информацию о человеке — его имя, инвалидность (для понимания ограничений), работу, — но и какую-то драматургию: человек столкнулся с какой-то проблемой и как он ее решил. Например, из-за проблем со слухом девушка долгое время не могла найти работу по специальности, потому что никто не хотел с ней общаться письменно. Но она нашла выход — удаленная работа с четким техническим заданием, которое не предполагает обсуждение в переписке.

Начинаем с интересного, а не с начала.

После лида идет первый вопрос. И тут частая ошибка интервьюеров состоит в том, что они пытаются описать историю линейно — с самого начала: кем герой хотел стать в детстве, как учился, как искал работу. А хорошее интервью, как мы уже разбирали, начинается с самого интересного. Т. е. если мы обозначили в заголовке и лиде проблему неслышащей девушки, то первый вопрос будет про ее негативный опыт поиска работы: где и как ей отказывали. Следующий вопрос — что она чувствовала: отчаивалась или верила в лучшее. Далее — как все же нашла работу. Вот так и раскручивается сюжет интервью по принципу «самое интересное — наверх».

Фотографии — важная часть истории.

Если у нас интервью — это большой текст, то хорошо разбивать его фотографиями. Например, человек на рабочем месте, с коллегами, приспособления, которые помогают в работе. Это дает читателю возможность погрузиться визуально в жизнь героя и немного передохнуть от чтения. Это важно, не все любят много читать. Разумные визуальные фотопаузы помогут легче дойти до конца статьи.

Домашнее задание

1. Найдите два-три интересных интервью с людьми с инвалидностью. Проанализируйте их структуру, проблему и то, чем они интересны читателю.

2. Сделать небольшое, но раскрывающее героя интервью со специалистом с инвалидностью: о человеке, его работе, достижениях, трудностях и решениях, а также с советами, как расти в профессии.

Материалы к уроку

Интервью с Бакаидовым — ссылка.

Шаблон структуры и вопросов для интервью — ссылка.

Вы все поняли в уроке?