Урок 2

Время прохождения: 30 минут

Работа с объемным материалом. Краткое и емкое ТЗ для инфографики

Сегодня мы учимся работать с большим текстом. Для чего это делать? Часто, чтобы составить, например, текст для инфографики или презентации, где нужны короткие емкие фразы и предложения, приходится переработать много страниц другого текста и взять только нужное.

Если НКО закажет отчет за год работы, то она пришлет много контента. Вам придется с ним работать. А для этого важно уметь выделять главное, значимое из большого объема текста. А после из выделенного текста готовить ТЗ для инфографики.

Инфографика как формат

Инфографика — это популярный мультимедийный формат, который дает возможность компактно и доступно изложить самое важное. Здесь есть текст, цифры, картинки, иконки. Информация четко структурирована и легко воспринимается. И, что немаловажно, на просмотр такого материала уходит всего несколько минут. Инфографику легко распространять в соцсетях.

Что мы хотим рассказать?
Кому мы хотим донести?

Первое, что важно понимать перед работой с любым текстом, — это его аудитория. Для кого мы хотим написать текст?

На этом уроке мы хотим рассказать людям (и с инвалидностью, и без) о проблеме трудоустройства людей с инвалидностью через интересные, полезные факты и цифры, чтобы они понимали причины проблемы, ее масштаб и возможные решения.

Далее мы решаем, в каком формате будет текст, — это инфографика. В такой форме информацию легко распространять в соцсетях и публикациях.

Инфографика — большой объем информации в графике.
— иконки;
— диаграммы;
— графики;
— короткие емкие фразы.

Инфографика — это сложная и объемная информация в доступной форме (графике). Инфографику делают контент-специалист и дизайнер вместе. И текстовые, и дизайнерские решения согласовываются.

На слайде вы видите пример инфографики, которую мы делали на основе исследования РАНХиГС о ситуации с инвалидностью в стране.

В цифрах и фактах:
— проблемы;
— причины;
— возможные решения.

Из текста большого исследования были взяты основные данные: цифры об инвалидности, условия жизни и занятость людей с инвалидностью. Вся информация была структурирована, разбита по блокам, и дизайнер все это отрисовал. Инфографика хорошо распространялась по публикациям и соцсетям.

Разбор объемного текста

Для нашего разбора мы взяли в интернете исследование по проблеме трудоустройства людей с инвалидностью.. Для тренировки не важно, какого оно года и кто его автор. Нам нужно найти в нем полезную для аудитории информацию, сделать ее понятной и оформить в текст, который потом дизайнер сможет отрисовать.

Мы скопировали несколько страничек в файл. И сейчас вместе будем смотреть, что здесь может быть интересного.

Читаем первый абзац.

«В связи с ратификацией Россией Конвенции ООН о правах инвалидов усилилось внимание государства к проблемам трудоустройства данной категории населения. Трудовая деятельность является одним из ведущих условий приобретения человеком экономической самостоятельности, обеспечивающей уверенность в завтрашнем дне».

Текст, конечно, сложный: сложно читать, сложно воспринимать. Но это исследование, его стиль — научный, он таким и должен быть. Сейчас надо понять, что нам из текста нужно или не нужно. И в этом абзаце для нас нет ничего интересного.

Почему? Потому что информация очевидна: всем ясно, что если люди с инвалидностью будут работать, то не будут зависеть ни от кого финансово. Это относится к любому человеку: если ты работаешь, то ты независим. Поэтому мы не берем этот абзац, т. к. в нем нет ничего интересного, нового, полезного.

Дальше читаем второй абзац и понимаем, что проблема трудоустройства существует, есть внимание к ней общества, есть исследования. И это тоже нам не интересно, потому что очевидно.

В следующем абзаце перечислена разная литература: какие авторы, в каком году о чем писали. И это тоже не берем, потому что это не интересно нашей аудитории.

Четвертый абзац мы специально выделили желтым. Читаем.

«Российские авторы выделяют следующие препятствия для трудоустройства инвалидов».

А вот это интересно. Потому что это не общая информация, а конкретика — конкретные причины, которые создают проблему.

Дальше речь идет о законодательной базе, которую нужно изучать, чтобы понимать причины проблемы, и нам это тоже не интересно, потому что информация общая.

Затем идет статья из Конституции РФ про право на труд. Сам текст нам не интересен, но мы выделяем номер статьи документа. Зачем? Он может пригодиться для упоминания источника, а может быть пойдет в перечень нормативных документов, которые будет полезно изучить, чтобы знать, что положено работающему человеку с инвалидностью по закону. Поэтому мы это оставляем.

Следующий абзац с цифрами, возможно, тоже будет интересен. Цифры даются в процентах по странам: сколько женщин и мужчин работают. Но нет цифр по России или хотя бы сравнения России с другими странами. Здесь говорится про страны ОЭСР. Мы не знаем, что это за страны, в их числе ли Россия. Но мы обязательно проверим информацию в Google.

Важно производить фактчекинг — проверять информацию, особенно в которой вы сомневаетесь. Просто загуглите, найдите авторитетный источник и еще раз убедитесь, что все верно.

Эти цифры в абзаце не относятся к России, поэтому мы их не берем. А вот ниже идут нужные. Мы их выделили желтым. Это проценты работающих людей с инвалидностью, и это данные по России. Берем!

Важное о цифрах

Понятные цифры в сравнении:
— 100 метров в высоту, или 25 этажей;
— проценты.

Обычно просто цифры мало о чем говорят человеку. 50 человек — и что? Это много, когда мы говорим о детях в одном классе, но ничто, когда речь идет о населении России. Как понять значимость числа?

Нам на помощь придет сравнение. Оно сделает цифры понятными.

Например, кто-то пишет: построено здание высотой 100 метров. Вроде бы очень высоко, но нам сложно представить, насколько это действительно высоко, как выглядят эти 100 метров. Но если мы напишем, что наш дом выше 25-этажного здания на 5 этажей, то человек получит представление, насколько он велик.

Еще понятными цифры делают проценты или иные величины. Например, 16% людей с инвалидностью работают или ⅛ людей с инвалидностью имеют высшее образование. Вот, так нам уже понятно, что это небольшая часть — не половина и даже не четверть. Такие цифры говорят сами за себя.

Следующий абзац про то, что люди с инвалидностью — низкодоходная группа. К нашей теме эти 0,04% совокупного объема доходов не относятся, поэтому мы это, конечно, не берем.

Следующий абзац — про законодательство, а вернее, тут есть упоминание статьи 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации». Мы это подмечаем. Потому что этот документ может быть источником информации для нашей инфографики, либо, возможно, мы захотим дать людям, например, список нормативных документов, где человек с инвалидностью может прочитать о своих правах на труд: что ему полагается, какие льготы, какой отпуск.

Мы пока не знаем, будем ли использовать эти нормативные документы со статьями, но отметить материал стоит, чтобы потом его долго не искать.

Дальше мы опять выделили текст желтым, потому что здесь перечислены меры государства по обеспечению занятости людей с инвалидностью — то, что оно делает на бумаге либо в реальности, но тем не менее нам это нужно.

Вот следующий абзац. Здесь говорится про одну из мер — квотирование рабочих мест. Даются цифры, проценты, и вроде бы все здорово. Но мы понимаем, что эти данные по Вологодской области, а не в масштабах всей России. А мы же делаем инфографику по всей стране. Так что данные не берем.

Вот так мы с вами добрались до последнего абзаца. В нем говорится, что с 2008 по 2014 год тех, кто трудоустроен по квотам, стало гораздо меньше. Так исследователи объясняют их неэффективность.

И тогда возникает вопрос: а были ли квоты до 2008 года? Ответа нет. Дальше в тексте говорится, что в 2009 году сильно уменьшилось трудоустройство по квотам, т. к. в 2008-м, годом ранее, всех уже трудоустроили. Но тогда получается, что квоты эффективны. В общем, информация непонятная. Такую мы не берем.

Внимание!

Важно!
Не пишите о том, чего сами не понимаете.

Остановимся на этом моменте. Это очень важно! Никогда не пишите о том, чего вы сами не понимаете. Если непонятно вам, то будет непонятно и читателю.

Это частая ошибка новичков — выдать в тексте информацию без осмысления и обработки. Вам сказали — вы дословно написали. Но от этого информация не стала доступнее. Она показывает лишь степень вашего непрофессионализма. В таком случае лучше разобраться с фактами либо вообще их не использовать. Так вы проявите уважение к читателю.

Краткий и емкий текст

Короткий емкий текст, понятный аудитории:

— убираем лишние слова;
— заменяем предложения на словосочетания;
— соблюдаем единообразие в формулировках.

Мы с вами разобрали несколько страниц исследования. И взяли оттуда всего несколько абзацев. Большая часть информации оказалась нам не интересна.

Теперь наша задача — сократить эти тексты и в то же время оставить их емкими. Потому что это предполагает формат — на слайд физически не влезет много текста, и наша задача — сделать информацию о трудоустройстве людей с инвалидностью понятной и доступной любому россиянину, а не только специалистам и исследователям темы трудоустройства.

Препятствия для трудоустройства людей с инвалидностью:

  • неадаптированная инфраструктура;
  • неприспособленный транспорт;
  • отсутствие универсального дизайна в зданиях;
  • низкая квалификация;
  • неэффективные инструменты трудоустройства;
  • низкая зарплата;
  • отсутствие мотивации;
  • дискриминация со стороны работодателей.

Как сократить текст, не потеряв главного в нем, покажем на нашем первом абзаце про препятствия для трудоустройства людей с инвалидностью.

Сразу посмотрите, что у нас получилось в итоге. Текст короткий и разбит на словосочетания.

Препятствия для трудоустройства людей с инвалидностью:

  • неадаптированная инфраструктура;
  • неприспособленный транспорт;
  • отсутствие универсального дизайна в зданиях;
  • низкая квалификация;
  • неэффективные инструменты трудоустройства;
  • низкая зарплата;
  • отсутствие мотивации;
  • дискриминация со стороны работодателей.

Что же мы сделали, чтобы укоротить текст?

Смотрим в наш файл Word — первый желтый абзац. «Препятствия для трудоустройства — средовые барьеры», — пишут нам. Не очень понятно, что это такое. А вот внутри расшифровывается: «неподходящая инфраструктура населенных пунктов». Берем в пункт «препятствия» «неподходящая инфраструктура», но слово «неподходящая» заменяем на «неадаптированная», потому что о проблемах доступности принято говорить — «неадаптированная инфраструктура» или «недоступная инфраструктура», так понятнее. Определение «неподходящая» слишком общее — возникают вопросы «Кому не подходит», «Почему» и т. д.

Потом берем «неприспособленность транспорта», но только транспорт пишем как «неприспособленный». Потому что «инфраструктура неадаптированная» — другое согласование слов. Мы стремимся к единообразию в текстах — это не всегда получается, но мы должны стараться. Поэтому «неадаптированная инфраструктура» и «неприспособленный транспорт».

Следующее — «несоблюдение универсального дизайна помещений и путей передвижения». Очень длинно, не пойдет. Мы заменим слово «несоблюдение» на «отсутствие универсального дизайна». Возможно, это слишком длинно в сравнении с другими пунктами, а может, дизайнер вам скажет: «Надо заменить эту фразу, она там не помещается», тогда мы подберем синоним по смыслу — «нет универсального дизайна». Но если дизайн позволяет все это оставить, то лучше написать «отсутствие универсального дизайна». А вот «помещений и путей передвижения» — считаем лишними, потому что это подходит под понятие в первом пункте — «неадаптированная инфраструктура».

Идем дальше — «низкий профессионально-квалификационный статус инвалидов». Упрощаем и заменяем на словосочетание «низкая квалификация».

«Несовершенство инструментов трудоустройства инвалидов» заменяем на «неэффективные инструменты».

«Отсутствие внешних (экономических) стимулов для трудоустройства: заработная плата инвалидов ниже, чем у других работников» — сокращаем до «низкая заработанная плата».

«Отсутствие внутренних (психологических) стимулов для трудоустройства; дискриминация со стороны работодателей» — пишем «низкая мотивация инвалидов», а «дискриминацию со стороны работодателей» оставляем отдельным пунктом, т. к. это отдельное препятствие.

Вот так у нас получился блок инфографики. Но этого недостаточно, для полноценной картины нам нужны несколько блоков.

Короткий емкий текст, понятный аудитории:

— убираем лишние слова;
— заменяем предложения на словосочетания;
— соблюдаем единообразие в формулировках.

Смотрите, теперь та информация, что была в запутанном и длинном абзаце, стала очевидна и легка для восприятия.

Сделать это нам помогли три правила инфографики.

– Убираем лишние слова;
– Заменяем предложения на словосочетания;
– Соблюдаем единообразие в формулировках.

ТЗ на инфографику

Техническое задание на инфографику

Текст + комментарии дизайнеру.
Референс.
Стиль, цвета.
Картинки.
Источник.
Адаптация.
Дедлайн с учетом правок.

Теперь на основе нашего блока мы попробуем написать техническое задание для дизайнера. Специалисты говорят просто — ТЗ.

Техническое задание — это когда вы к готовым текстам добавляете комментарии для дизайнера. По ним он поймет, что от него хотят и как примерно конечный результат должен выглядеть.

Мы заранее собрали ТЗ на инфографику, теперь — пояснения. То, что написано курсивом, — это комментарии для дизайнера. Обычно так делают, чтобы они не сливались с основным текстом.

Основной текст — тот самый готовый блок инфографики — ниже. Если вы проработаете два абзаца, то будет три блока инфографики.

Первое, что мы пишем дизайнеру, — это формат. Нам нужна инфографика для распространения в соцсетях и на сайтах. Эта информация нужна дизайнеру, чтобы он верно подобрал размеры, продумал, как наша инфографика будет смотреться в соцсетях и на сайтах.

Следующее — нужен референс. Вы можете подобрать два-три образца, которые подходят под блоки вашего контента, и вставить их ссылками в документ. Мы вставили картинку в файл. Эта инфографика хорошая: выделены цифры, все распределено по блокам, есть линия, иконки. Не обязательно, что вариант дизайнера будет точь-в-точь совпадать с референсом, главное, чтобы он соответствовал вашей задаче.

Далее — стиль, цвета. Напишем: «Цвета на усмотрение дизайнера. Или придерживаться фирменного стиля Everland».

Это пожелание тоже зависит от задачи. Например, инфографика будет встроена в какой-то лендинг, тогда, возможно, потребуются цвета лендинга.

Фирменный стиль — это те цвета, которые используются в логотипе и любых других визуальных материалах компании — на ее сайте, в печатной продукции и т. д. Например, в логотипе Everland использованы красный, голубой и белый, и примерно эти цвета мы предлагаем рассмотреть для этой инфографики. Но, возможно, дизайнер скажет: «Нет, давай сделаем вот так». Не отказывайтесь от идеи сразу, посмотрите, насколько она релевантна задаче.

Следующий пункт — адаптация к печати. В данном случае пишем: «Не нужна». Потому что эта инфографика, как мы говорили выше, для соцсетей и сайтов. А кому-то инфографика потребуется для печати, например человек решит повесить в офисе на стену рекомендации по общению сотрудников. Тогда мы укажем дизайнеру: «Адаптировано для печати».

Следующий пункт — источник и разработчик. Мы эти пункты объединили и сделали текст внизу: «Разработано Everland на основе исследования Института изучения социальных проблем, 2019». 2019 — год исследования. Мы указываем, кто разработал инфографику, а фирменные цвета и логотип Everland — дополнительный акцент, он сделает нас более узнаваемыми.

Далее мы пишем: «Все файлы в папке «Инфографика». Это значит, что вы собрали нужные для дизайнера картинки и файлы в папку с таким именем и залили ее на Google-диск.

Теперь можно оставить ссылку на эту папку в документе либо прикрепить папку к письму и писать дизайнеру: «Все файлы в этой папке».

Техническое задание на инфографику:
текст + комментарии дизайнеру;
референс;
стиль, цвета;
картинки;
источник;
адаптация;
дедлайн с учетом правок.

Это основной набор комментариев, которые должны быть в ТЗ. Но бывают и дополнительные, например сделать три дизайна инфографики, чтобы можно было выбрать: вы показываете заказчику, и он какой-то один вариант выбирает.

Конечно же, у инфографики должно быть название: краткое, емкое, отражающее тему, как это сделано в инфографике выше, которую мы разобрали.

Последнее — надо установить дедлайн. Тот самый день, когда мы должны получить первый вариант инфографики.

Что нужно учитывать, когда вы ставите срок исполнения задачи?

Она не решается с первого раза.

Дизайнер покажет вам первый вариант инфографики. Затем вы как контент–специалист дадите правки, потому что одно дело написать текст, а другое — увидеть его на картинке: как собрано, как распределено, какие графические элементы использованы. Возможно, вам потребуется доработать текст или попросить дизайнера что-то изменить — иконки, расположение контента, цвета, акценты и т. д.

Дизайнер внесет правки, а может и переделает инфографику полностью. И потом покажет вам снова.

Далее эту инфографику мы показываем заказчику или руководителю, и у них тоже будут правки. Например, они скажут: «А давайте вот это уберем. А давайте добавим еще вот это». Мы передаем это дизайнеру, он вносит правки, а итоговый вариант показываем клиенту. И все эти правки и согласования нужно учитывать, чтобы отдать готовый вариант заказчику в срок. Т. е. дедлайн для дизайнера вы устанавливаете раньше, чем вам надо сдать проект заказчику. Насколько раньше — зависит от сложности задачи.

Важно!
Вычитка — чистый финальный текст.

И еще один важный этап — вычитка текста перед отправкой дизайнеру. Как ее сделать? Вам нужно внимательно прочесть текст, убрать стилистические, орфографические, пунктуационные ошибки.

Это очень важно, потому что дизайнер не разбирается в грамматике, он просто копирует и вставляет текст. Если в нем будет много ошибок, то это увеличит число правок, затянет время сдачи проекта клиенту, может испортить отношение с дизайнером, потому что он может возмутиться: «Почему ты недосмотрел, когда отправлял мне этот файл с текстом».

В завершении урока прикрепляем файл–инструкцию с основными требованиями к оформлению текста, которые контент-специалисты Everland написали сами: как делаются сокращения, какие и где знаки ставятся или не ставятся. Скачайте и пользуйтесь!

Домашнее задание

1. Разобрать оставшиеся страницы исследования (их еще девять): выделить основные тезисы, интересные для аудитории — человека, которому интересна информация по проблеме трудоустройства в России.

2. Выделить в тексте основные тезисы.

– Трудности и причины проблемы. Что-то мы с вами уже видели, что-то — наверняка еще будет.
– Решения — эффективные и неэффективные. Это важно.
– Факты и цифры. Обратите внимание, территория — Россия.
– Способы поиска работы. Как обычно люди трудоустраиваются?
– Профессии. Какие профессии наиболее популярны среди людей с инвалидностью? Чем они занимаются?
– Нормативные документы. Мы уже с вами взяли два документа, но наверняка там будут еще несколько документов для списка.

3. Структурировать тексты двух оставшихся абзацев про меры и цифры в процентах.

4. Из блока, проработанного на уроке, и двух блоков, проработанных в домашнем задании, написать ТЗ инфографики по проблеме трудоустройства людей с инвалидностью.

Вы все поняли в уроке?