Урок 4

Время прохождения: 15 минут

История как эмоциональный рассказ о человеке

Сегодня разберем текст истории. Сразу хотим сказать, что если вы забьете в поисковик «как написать историю», то вам выйдут материалы по сторителлингу (от англ. «рассказ историй») — популярному приему среди блогеров, маркетологов и копирайтеров. Он помогает в интересной форме — через историю, личный кейс, какой-то опыт — донести до читателя информацию или побудить к действию (например, стать лояльнее к бренду и т. д.).

История — эмоциональное повествование о жизни героя.

— сложности;
— причины;
— решения;
— изменения;
— цена.

Но наша история иная. Это социальный текст о герое, о его проблемах, жизненном пути, который заставляет читателя сопереживать. Часто истории рассказываются от первого лица, и это вызывает у читателя больше доверия, потому что мы видим человека, как он есть, считываем его искренность со слов и поступков. Мы верим ему.

Посмотрим историю, которую мы готовили в гиде по адаптации людей с инвалидностью к работе — в ней специалист с инвалидностью рассказал о своем пути.

В заголовке и тексте под ним уже обозначена основная задача текста — рассказать про то, как у человека с ампутированной кистью получилось реализоваться в профессии тренера.

Герой говорит о себе сам: что было до травмы, как он адаптировался к жизни в новых условиях, как получил образование и начал работать. Рассказывает и про свои страхи, проблемы и препятствия. И в целом мы видим картину его профессионального роста.

Эмоциональность в тексте добавляет блок, где герой говорит, как страшно ему было, когда дети травмировались, и что он чувствовал свою вину, когда понимал, что вид спорта, которым он занимается, не получает развития в стране. И очень мотивирующе, а это тоже задача историй проекта, звучит то, что работа дает ему очень много, — не только деньги, но и эмоциональную отдачу — возможность обучать ребят, видеть их результаты.

Разбор истории

История от третьего лица с цитатами героя.

Но чаще всего в Everland мы делаем истории от третьего лица, т. е. отвлеченно рассказываем о человеке и «оживляем» текст цитатами героя. Давайте разберем историю из проекта «Семья как семья», в котором мы рассказываем, что люди с инвалидностью любят, создают семьи и растят детей.

Мы рассказываем о семье Исаевых: ссылка.

Когда мы о ком-то рассказываем, в заголовке всегда выигрышно смотрится цитата.

Небанальная интересная цитата — это фраза, которую мог сказать только этот человек, исходя только из своего опыта. Но в истории Исаевых другой заголовок, и он хорош тем, что в нем обыграна всем знакомая фраза «понимать друг друга без слов».

Далее в тексте рассказывается об этих людях — их отношениях, работе, принципах жизни. Повествование разбавляют вставки с яркими, эмоциональными цитатами. К ним обязательно есть смысловая подводка, они не оторваны от канвы текста.

Подводка — интересная мысль, взгляд на проблему, решение.
Цитата — слова героя, подтверждающие мысли в подводке.

Пример смысловой подводки.

«Он рассказывает, что часто людям с нарушениями слуха еще в детстве внушают: слышащие — умные, потому что они слышат и понимают всё, что происходит в мире. Максим считает иначе».

А вот и сама цитата.

«Прежде всего, надо постоянно учиться самому и уметь видеть суть. Иногда глухим кажется, что слышащие используют их в своих интересах. Когда знаний о жизни не хватает и ответственность за свою жизнь брать не хочется, в голову и не такие мысли пролезут».

Концовка.
Взгляд в будущее — планы, просто счастье.

И конечно, если мы пишем мотивационную историю, то нам важно услышать, какой совет дал бы этот человек другим людям в похожей ситуации — кто, как и он, хочет иметь семью или начать работать, но пока не решается. Хорошо бы в конец истории добавить что-то о будущем — планы и мечты.

Максим добавляет: «Наверное, самое важное и самое сложное — полюбить человека за то, что он есть на этом свете, и принять его таким, какой он есть, без каких-либо условий. Счастливыми мы делаем себя сами».

Вопросы к интервью

Вопросы к интервью:
— о чем мы хотим рассказать;
— основная информация;
— старая информация для новых деталей.

Любой текст о человеке начинается с интервью с ним, а значит, с вопросов. Чтобы подготовить интересные вопросы, которые раскрывают героя, нужно четко понимать, о чем вы хотите рассказать, и то, что мы уже обсуждали на первом уроке, когда разбирали интервью со специалистом с инвалидностью: до интервью важно понимать возраст человека, где он живет, его инвалидность, образование. Из этого рождаются первые вопросы.

Поясним.

Если вы знаете, что ваш герой незрячий, а ему 55 лет и у него техническое образование, то у вас возникнет вопрос: как 35 лет назад он получал образование, если в то время не было таких технологий, как скринридер (программа, озвучивающая текст на экране гаджетов), таких компьютеров и смартфонов? Если не было тактильных дорожек в помещениях и на улице, не было социального такси и сопровождения? Как он мог изучать технику, ничего не видя?

Чтобы составить о человеке первое представление, можно обратиться к соцсетям. Учтите, его не нужно спрашивать о том, что уже знают другие или писали о нем ранее, нужно найти новые детали и информацию. Например, вы знаете, что человек на коляске каждый день ездит в офис, работает бухгалтером, хорошо зарабатывает. Спросите его: профессию бухгалтера вы выбрали потому, что мечтали об этом с детства? Или исходили из того, что человеку на коляске подходит только сидячая работа?

Вытекающие вопросы:
— проблема («боль» человека);
— эмоции (что он чувствовал в тот момент).

И тогда, возможно, собеседник расскажет вам, что на самом деле он мечтал быть журналистом и даже подавал документы на журфак, но там не было условий (пандуса), поэтому ему пришлось выбрать другое направление — бухгалтерию. И тут откроется еще одна проблема — доступное обучение, — и вы зададите новые вопросы.

Картинка из деталей — собранный пазл.

Еще один важный момент — не пишите о том, в чем сами до конца не разобрались. Если вы не понимаете, почему человек хотел быть пластическим хирургом, а стал онкологом, то и читатель этого не поймет. Нужно всегда иметь возможность доспросить человека, если при сборке текста что-то не клеится, где-то теряется логика.

Всегда помните, что история должна вызывать у человека эмоции. А для этого нужно раскрывать героя — спрашивать, что он чувствовал в тот момент, почему выбрал именно это и что было самым сложным в его решении.

Цена за выбор/изменения в жизни (переживания человека).

Внимание! Уточните, какую цену человек заплатил за свой выбор (изменения в жизни). Цена есть всегда. Например, человек захотел работать, а родственники были против — «ты не справишься, зачем тебе это, здоровье ухудшится». И начались ссоры, отстаивание границ — это та цена, те испытания, через которые прошел человек, чтобы стать самостоятельным. Или же другой пример. Человек захотел много денег, но чтобы начать работать, ему пришлось пожертвовать личным временем, увлечениями. Выйти из зоны комфорта — тоже цена.

Фотографии как элемент структуры истории

Фотографии — часть истории

Теперь поговорим о фотографиях как о важном элементе структуры истории — это дополнительно раскрывает человека, фактически показывает его нам. Хорошо иметь фотографии, где он дома, на работе, на отдыхе с семьей, чтобы визуализировать человека.

А еще фотографии служат разбивкой: длинный текст легче читать, если в нем есть визуальные элементы. Этот эффект используют в детской литературе: дети меньше устают читать книги с картинками, чем без них, отвлекаясь на рассматривание.

Адаптация контента для нозологий.
Тифлокомментарии — описание картинок для незрячих.

Важно помнить, где мы публикуем свои материалы и кто будет их читать. И если сейчас мы говорим про мотивационные истории для людей с инвалидностью, то нужно адаптировать наш контент. Т. е. ваш текст могут прочитать и люди с проблемами слуха, и незрячие. Но последние не видят картинки. На помощь придут тифлокомментарии — описания того, что есть на картинке.

В истории Исаевых под первым фото есть подпись «Прочесть тифлокомментарий», которая выводит на отдельную страницу описаний к каждому фото. Но чаще всего описания дают прямо под картинкой.

«На цветной фотографии — лица Максима и его жены Ярославы в профиль. Они смотрят друг другу в глаза и чуть улыбаются. У Максима короткая аккуратная стрижка и подстриженная борода с усами. На нём надета лёгкая тёмная ветровка и футболка цвета фуксии. У его жены длинные волосы, собранные сзади в пучок. В ушах у Ярославы скромные серьги, одета она в чёрную кофточку с вырезом-лодочкой. На заднем фоне неясные очертания здания и зелени».

Так незрячий человек понимает, что на картинке люди смотрят друг на друга. Они на улице. И у них лето.

Что важно для истории о человеке с инвалидностью.

История о человеке с инвалидностью.
Не герой.
Не нуждается в жалости.

Важно показать его обычным человеком, таким же, как все, только отличающимся от других определенными физическими особенностями. Часто на страницах интернета мы видим, как людей с разными ограничениями здоровья показывают героями: каждый день как подвиг, если вышел из дома — герой, создал семью — герой, работает — герой. Или, наоборот, акцентируют внимание на негативе: прикован к инвалидной коляске — прямо цепями придавили человека, шевельнуться на коляске не может. Так у нас хотят вызвать эмоции — сочувствие, переживание, восхищение, смотря какая цель у текста. Оба варианта — крайности. И они очень вредят, потому что создают ложные образы, — человек с инвалидностью только герой или только страдалец. Но все мы разные, и всем нам хочется, чтобы нас воспринимали настоящих, а не навешивали ярлыки.

Все это важно помнить и в коммуникации при интервью. Лучше понимать принципы корректного общения вам помогут рекомендации Everland. Посмотреть их можно на сайте проекта. Ссылка на них будет в материалах к уроку.

Доступный текст.
Инфостиль — убираем слова, без которых можно обойтись.
Без штампов и клише.

Чтобы материал был не только интересным, но и легко читался, нужно стараться уходить от штампов и клише в тексте. А также придерживаться инфостиля, т. е., убирать из текста слова, без которых можно обойтись.

А для этого будет полезно почитать специалистов: Нору Галь «Слово живое и мертвое», Максима Ильяхова и Людмилу Сарычеву «Пиши, сокращай 2025. Как создавать сильный текст».

Домашнее задание

Написать небольшую историю о вашем знакомом с инвалидностью. Чем он может быть интересен: о его работе, семье, увлечениях и планах. Добавьте фото с тифлокомментариями.

Материалы к уроку

Разбор истории: ссылка.

Шаблон структуры истории для раскрытия героя — проблема, решение, переживания: ссылка.

Образец тифлокомментария: ссылка.

Рекомендации Everland по корректной коммуникации: ссылка.

Вы все поняли в уроке?