Битву за клиента выигрывают продвинутые компании

Повышение доступности сервисов для людей с инвалидностью и развитие среды с универсальным дизайном обеспечивает потребителям высокое качество услуг и гарантирует бизнесу освоение новых рынков. Именно к таким выводам пришли участники и эксперты исследования DisQuestion – 2018 (www.disq.evland.ru).

Подведены итоги первого открытого комплексного исследования о доступности сферы услуг для людей с разными видами инвалидности DisQuestion – 2018. По словам инициаторов – команды проекта Everland, в котором работают дизайнеры, веб-разработчики, контент-специалисты и юристы с разными видами инвалидности, – одной из задач исследования было начать разговор с бизнесом.

В рамках исследования оценивалось 6 сфер услуг – банки, операторы сотовой связи, торговые сети, строительные компании, кафе и рестораны, организации, работающие в туристическом секторе. Оценка доступности проводилась в 3 этапа:

  1. эксперты выработали критерии доступности и провели свою оценку как отдельных компаний, так и выделили характеристики, существенно влияющие на доступность;
  2. в ходе второго этапа было организовано обсуждение выводов и мнений экспертов в рамках прямой линии на портале The Question, прошли публичные слушания в Общественной палате с участием представителей государственных ведомств, а также проведен онлайн-опрос , в котором приняло участие 839 человек (как самих людей с разными видами инвалидности, так и их близких);
  3. третий этап завершился публичным обсуждением результатов исследования с участием бизнеса, НКО, представителей инфраструктурных организаций, музеев и культурных пространств, экспертов. Мероприятие состоялось 22 августа и прошло в Институте русского реалистического искусства.

DisQuestion – 2018: телеком

Первое место по адаптированности услуг занял телеком – операторы сотовой связи сегодня больше всего уделяют внимание этому сегменту клиентов. По оценке экспертов, наиболее системный подход сегодня у «Билайн» – в отличие от других участников рынка у компании есть федеральные тарифы, разработанные с учетом специализированных потребностей, к примеру, для людей с глухотой.

Евгения Чистова, руководитель направления КСО компании «Билайн»:

— Для нас было очень важным, что это исследование получилось достаточно всеохватным и затронуло практически все сферы, которые требуют немедленного улучшения. Это важно в рамках формирования достойного  уровня жизни и включенности людей с инвалидностью в общество.  Для нас – для компании мобильной связи — это чрезвычайно важно.  Взгляд изнутри на те сервисы, которые уже существуют для людей с инвалидностью, на те потребности, которые появляются с учетом новых развивающихся технологий. Это как раз тот аспект, который дает бизнесу возможности для роста, освоения новых рынков. 

Важным критерием для всех игроков стали сайты и мобильные приложения, которыми может пользоваться человек с проблемами зрения, речи или ДЦП. Была отмечена также готовность компаний оказывать услуги вне офиса, например, привезти sim-карту клиенту, который не может выйти из дома.

Подробнее об экспертной оценке направления Мобильная связь

DisQuestion – 2018: финансовые организации

Что касается сферы банковских услуг – ключевой характеристикой в рамках исследования  стала не доступность офисов и пандусы, а возможность оперативно решить задачи удаленно. Отмечено, что при получении услуг банков клиентам важно иметь возможность использовать разные каналы коммуникации, а не только звонки по телефону. Например, востребована возможность заблокировать банковскую карту для человека с глухотой без привлечения посторонних лиц или решить удаленно задачу с подключением мобильного телефона к банковской карте.

Яна Марышева, дизайнер Everland, инвалидность 3 группы по слуху:

— Не раз теряла карту, просила маму звонить в банк и срочно заблокировать, объяснив мою ситуацию. Называли кодовое слово, и карту блокировали. Если нет возможности попросить кого-либо позвонить, то для этого есть диспетчерская служба для глухих. Она доступна круглосуточно, по любым вопросам можно обратиться, даже вызвать неотложку. В банк «Тинькофф» звонить необязательно. Достаточно написать в чат.

Мария Гудова, дизайнер Everland, инвалидность 3 группы по слуху:

— Меняла siм-карту с сохранением номера, к которому уже была привязана карта «Сбербанка». Siм-карта вдруг заблокировалась. Мне не приходили пароли для входа в мобильное приложение. А оно требовало, чтобы я активировала siм-карту именно по телефону, позвонив в колл-центр «Сбербанка». Но я не могу звонить, потому что не слышу. Пришлось идти в отделение «Сбербанка» и просить  сотрудников помочь мне с разблокировкой. Но звонка в техподдержку было не избежать. Это было единственным решением проблемы.  На мою просьбу помочь со звонком получила отказ. Посоветовали обратиться к знакомым. Боялись ответственности, ссылались на корпоративные правила.

По совокупности оценки приведенных выше критериев первые позиции у экспертов занял «Тинькофф-Банк» (оценивались только 3 кредитные организации, которые были выбраны экспертами из-за наибольшего объема клиентской базы по этой категории). В целом адаптированность банковской отрасли получила средний балл – есть выбор, есть решения и есть интерес участников сегмента к этой целевой аудитории.

Еще одним камнем преткновения стала возможность ознакомиться с документами для людей с проблемами зрения: существующие сегодня технологии, которые позволяют прочитать документ в электронном виде, а потом его одобрить с помощью электронной подписи, должны использоваться участниками рынка. Иначе эта категория клиентов попадает в ситуацию, когда свои финансовые дела невозможно решить без посторонней помощи. И здесь возникает коллизия: если человек со слепотой получает банковскую карту и ПИН-код к ней, но не может его сам увидеть, а просит помощи третьих лиц  – это компрометация. И в случае мошеннической операции банк скажет, опираясь на нормативные акты: «Увы, никаких компенсаций, вы же называли пин-код посторонним лицам». Но получается, что никакого другого варианта у этой категории клиентов нет.

Роман Прохоров, председатель Ассоциации «Финансовые инновации»:

— Действительно, в рамках формальных требований передача ПИНа другому лицу влечет его компрометацию. В то же время, для предотвращения необходимости такой компрометации есть технологии голосового информирования клиента, они пока, правда, нешироко распространены. Их развитие — как раз один из возможных реальных результатов проекта DisQuestion. Клавиатура банкоматов, кстати, предусматривает возможность набора ПИНа незрячими людьми.   

Подробнее об экспертной оценке направления Банки

Что касается таких сфер, как хорека, туризм, ритейл – здесь при проведении анализа ключевым критерием оказалась готовность и умение сотрудников компаний работать с клиентами с инвалидностью. Навыки коммуникации, опыт взаимодействия с людьми с инвалидностью дают кафе и ресторанам, а также магазинам явные преимущества в сравнении с другими представителями бизнеса, где этому не уделяется внимание. Есть спрос в ритейле и предприятиях общепита и на дистанционные услуги – интернет-магазин, доставку, но потребители с инвалидностью считают, что должны быть обеспечены правом выбрать йогурт на полке или сходить в кафе с семьей, а не только заказывать что-то домой. Безусловно, не всегда есть возможность на 100% обеспечить инфраструктурную доступность, но если команда в магазине готова помочь и делает это правильно – клиенты это оценят.

Айслу Асан, контент-специалист Everland, мама троих детей, инвалидность 1 группы по опорно-двигательному аппарату:

— Я – мама и знаю, что полезно или нет моим детям, моей семье. Я хочу смотреть сроки годности, состав, упаковку продукта. Но не могу делать покупки самостоятельно. Если  сотрудник магазина поможет сориентироваться среди рядов, подаст с верхней полки и поможет упаковать, то я буду постоянным клиентом этого супермаркета.

Если смотреть с точки зрения комплексности и доступности услуг, первое место в оценке экспертов заняла сеть «ВкусВилл» – не без недочетов, но человеческий подход и ориентированность на потребителя  были высоко оценены экспертами. А сети нижнего ценового сегмента – «Пятерочка» и «Магнит»,  которые в ходе онлайн-опроса были выбраны бОльшим количеством респондентов, не предоставляют интернет-услуги и не обеспечивают доставку товаров.

Подробнее об экспертной оценке направления Ритейл

Туристический сектор показал, что сегодня его представители также все чаще смотрят в сторону потребностей клиентов с инвалидностью. У РЖД есть специализированные купе практически в каждом составе, авиаперевозчики и международные сети отелей стремятся к выполнению международных норм и требований, есть даже пляжи в России, на которых посетители с инвалидностью могут бесплатно и комфортно отдохнуть. Для того, чтобы потребители с инвалидностью могли ориентироваться в этих возможностях, были разработаны специальные инфографики.

Трендсеттерами по внедрению инклюзии сегодня можно назвать музеи – большое количество интересных программ и подходов как в музеях Москвы, так и в других регионах. Это работа с разными категориями посетителей, специализированные программы, базовые рекомендации и коммуникационные стратегии  по внедрению инклюзивных программ.

Динара Халикова, директор по проектам ИКОМ России:

— Очень важно, что вопросы доступности музеев были включены в повестку исследования Disquestion, которое ориентировалось на анализ наиболее значимых сфер жизни общества. Ведь участие в культурной жизни – не роскошь, а право любого человека, которое должно быть реализовано в полной мере. В современном мире музеи укрепляют свою социальную роль и стремятся отвечать на запросы разных людей, в том числе людей с инвалидностью. Для того чтобы создать по-настоящему комфортную среду, необходимо работать в разных направлениях, начиная прежде всего с вопросов коммуникации и умения учитывать особенности аудитории: именно такой подход демонстрируют музеи, успешно организующие инклюзивные программы.

Подробнее об экспертной оценке направления Туризм и Хорека

DisQuestion – 2018: недвижимость

Самой сложной сферой в исследовании стал девелопмент – пресс-службы участников этого сектора экономики проигнорировали запросы экспертов. Вместе с тем именно доступность инфраструктуры – жилья, офисных и торговых пространств – является критичной для обеспечения мобильности. И когда люди, постоянно или временно потерявшие какие-то возможности для свободного передвижения, оказываются заключенными в своей квартире – это большая проблема. Причем исследование и итоговое мероприятие показало, что эта категория клиентов готова приобретать или менять свои квартиры на поддающиеся адаптации – их, к сожалению, практически нет на рынке.

Игорь Новиков, директор АНО «Пространство равных возможностей»:

— Такой подход девелоперов, особенно в новостройках, удивительный. Потому что эти пять ступенек к лифту или узкий коридор, в котором не развернуться – это реальная и огромная проблема для людей с инвалидностью. И не только для них – родители с колясками, пожилые люди, обычные жители – доступная среда и универсальный дизайн необходимы и им в том числе. В нашей стране 13 миллионов людей с инвалидностью. К ним можно добавить еще 27 миллионов тех, кто не имеет инвалидность, но нуждается в дополнительной адаптированности. Итого – 40 миллионов жителей нашей страны.

Подробнее об экспертной оценке направления девелопмент

DisQuestion – 2018: выводы

По мнению организаторов исследования, простые настройки или решения, основанные на digital, сегодня могут дать и потребителям, и разработчикам, поставщикам услуг очень многое, что было невозможно даже представить еще 10 лет назад. При этом громоздкая адаптация в виде сурдопереводчика в каждом офисе или ценников шрифтом Брайля в каждом магазине может быть совершенно не нужна. К таким выводам пришли участники исследования и открытой дискуссии DisQuestion.

Елена Мартынова, сооснователь Everland:

— Нашей задачей было организовать диалог. Когда человек работает, он в том числе планирует тратить свои деньги, быть независимым в каких-то личных задачах. Сегодня для людей с инвалидностью это во многих случаях является проблемой. Такая ситуация, с одной стороны, негативно влияет на активность этой части общества: нет смысла стремиться что-то менять, идти на работу. С другой – компании недополучают выгоду.

Сергей Парахин, преподаватель Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих, инвалидность 1 группы по зрению:

— Далеко не все незрячие знают шрифт Брайля, особенно это касается поздно ослепших. И тем не менее в некоторых случаях брайлевские обозначения были бы полезны. Это касается госучреждений: почта, поликлиника, отделения банков, МФЦ.  Шрифтом Брайля могли бы быть написаны часы приёма, номера окон и кабинетов. Целесообразно с моей точки зрения дублировать по Брайлю гостиничные номера. В Финляндии я столкнулся с тем, что на Брайле продублированы номера сидений в электричке. А вот в магазинах такие обозначения вряд ли помогут: линейка товаров любого супермаркета насчитывает несколько тысяч наименований; подписать каждый товар просто физически невозможно, да и не нужно. В любом деле, даже самом хорошем, важно не переборщить, поэтому не стоит обклеивать брайлевскими табличками каждый столб.

Мария Большакова, эксперт фонда региональных социальных программ

«Наше будущее»:

— Сегодня очень важно понимать, что развитие среды с универсальным дизайном – это не просто новомодное явление или задача, которая решается с учетом каких-то сугубо КСО-программ или извлечения прибыли. Это гораздо больше. Ведь за созданием соответствующей инфраструктуры стоит доступность публичных пространств, доступность сервисов, которые позволяют гармонично развиваться. А это способствует действительно серьезному включению людей с инвалидностью в общественную жизнь, созданию и реализации собственных проектов. Надеюсь, сообщество, свидетелями появления которого мы все стали в рамках DisQuestion – 2018, продолжит реализацию идей и задач, которые приведут к росту доступности среды. Конечно, огромную роль во всем этом занимают социальные предприниматели.

Выводы, которые сделали организаторы исследования – сегодня развитие технологий диктует новые требования, но и открывает новые возможности для работы с этой целевой аудиторией.

Что важно учитывать компаниям:

  • Дистанционные сервисы и возможность оперативно и удаленно решать проблемы с услугой
  • Разные каналы коммуникации – не только голосовое общение
  • Понимание сотрудников, как работать с этой категорией клиентов
  • Доступность основного сайта и мобильного приложения для софта, который используют люди с глухотой
  • Универсальный дизайн – сервис, удобный для всех

Основные проблемы, которые отмечаются в исследовании DisQuestion:

  • Бизнес чаще всего не видит данную категорию клиентов
  • Наиболее сложная ситуация в инфраструктуре и жилье – ключевой сфере, от которой зависит мобильность
  • При разработке и оценке доступности инфраструктуры и сервисов редко привлекается сама ЦА
  • Сегмент HoReCa скорее с опасением реагирует на эту категорию клиентов.

C результатами исследования можно подробнее ознакомиться в отчете

*Everland — социальный предпринимательский проект. С осени 2016 года оказывает бизнесу и НКО услуги дизайна, контента, диджитал и юридического сопровождения. Все специалисты проекта – люди с инвалидностью с высшим образованием. Каждый сотрудник Everland проходит бесплатную стажировки под наставничеством профессионалов.
www.evland.ru
https://www.facebook.com/everlandclub/

*АНО «Пространство равных возможностей» — некоммерческая организация, которая создана учредителями Everland для систематизации, развития и реализации социальных программ проекта. Наша миссия – создание инфраструктуры для самореализации, активного участия в общественной жизни и гармоничного развития людей с инвалидностью.
https://evland.ru/ano-prostranstvo-ravnyh-vozmozhnostej/

*DisQuestion — 2018 стало первым комплексным исследованием доступности услуг для людей с инвалидностью в России. Оценивались компании из шести сфер: мобильная связь, банки, ритейл, недвижимость, хорека и туризм. В экспертную группу первого этапа вошли 27 человек с различными формами инвалидности из фондов «Со-единение» (поддержка слепоглухих), АНО «Белая трость» (помощь незрячимлюдям), Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих, компаний Oriense (производитель систем технического зрения для слепых и слабовидящих) и инклюзивного проекта Everland. В открытом опросе второго этапа приняли участие 839 человек – люди с инвалидностью, их родственники, близкие и друзья.