Урок 3

Время прохождения: 10 минут

Процесс оформления

Процесс оформления

Процесс оформления всегда вызывает вопросы. Мы расскажем вам о том, какие варианты бывают и чего не стоит делать.

При любом виде оформления на работу не стоит делать две вещи.

Первое — скрывать инвалидность. Да, не всегда это хочется афишировать, но для правильного оформления документов, для собственной подстраховки это нужно сделать. При возникновении претензий незнание работодателя может создать проблему и вам и ему.

Второе — игнорировать перечень документов или присылать не свои. В любом случае вам придется собрать те документы, что нужны работодателю, поскольку его просьбы основаны на законодательстве, обойти его нельзя. Если по какой-то причине вы не хотите оформляться — сообщите об этом работодателю. Возможно, вам предложат альтернативный вариант оформления.

Какие бывают виды оформления?

Оформление по трудовому договору

Что такое трудовой договор? Это документ, который вы заключаете с организацией. В нем четко прописаны условия труда и ваши обязанности.

Алгоритм заключения договора:

написать заявление о приеме на работу,

подписать трудовой договор,

работодатель издаст приказ о вашем трудоустройстве,

отметит это в трудовой книжке.

Если книжки нет, то ее могут завести. Есть два формата — электронный и бумажный. Вы напишете заявление и выберете, какой вам будет удобен. Если вы хотите книжку в бумажном виде, то электронную вам все равно заведут. В любом случае электронная книжка будет выгоднее, так как не потеряется и сохранит все сведения о вас.

По трудовому договору работодатель сам уплачивает за вас налоги в размере 13%, а также иные обязательные сборы. Налог он платит из зарплаты сотрудника, то есть при чтении договора вам надо обратить внимание на то, какую сумму вы получите после вычета налога, а не обязательные сборы — уже из собственных средств, это выгодно работнику. 

Полезный сервис по вопросам правового регулирования трудоустройства — онлайнинспекция.рф.

Документы для оформления трудового договора:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые;
  • документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа (СНИЛС);
  • документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
  • справка о наличии (отсутствии) судимости;
  • справка о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;
  • справка о медосмотре или иные документы — это может потребоваться в зависимости от специфики работы.

 

После сбора всех документов стороны подписывают трудовой договор. Приказ о приеме на работу работодатель издает по своему усмотрению. 

Оформление по договору ГПХ

Договор ГПХ (гражданско-правового характера) — договор возмездного оказания услуг. По такому договору обычно оформляются разовые услуги. Например, вы делаете заказчику сайт, за него вы получаете фиксированную оплату, описанную в договоре. После завершения работы над сайтом и получения оплаты за него, ваши отношения с работодателем заканчиваются.

То есть отличие договора ГПХ от трудового в том, что оказывается разовая услуга и она же оплачивается, а в трудовом договоре вы постоянно получаете фиксированную зарплату, так как трудоустроены у работодателя.

Основным законом для договора ГПХ является Гражданский кодекс Российской Федерации. Если вам понадобится такой договор, то лучше всего обратиться за ним к профессионалам — например, юристам Everland.

Давайте разберем плюсы и минусы этих договоров

Во-первых, различия касаются налогов. Если по трудовому договору вы всегда платите налоги в размере 13%, то по ГПХ может быть несколько вариантов:

Если вы подписываете ГПХ как частное лицо (например, Иванов Иван Иванович), то налог составит 13%. За вас его может заплатить как заказчик, вычтя 13% из цены ваших услуг, так и вы сами, заполнив налоговую декларацию в личном кабинете налогоплательщика. 

Если вы оформили статус самозанятого, то налог вы платите в размере 4% за каждую услугу, оказанную физическому лицу, и 6% — за услугу юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. 

То есть по трудовому договору с вашей зарплаты каждый месяц будут удерживать 13%, а по ГПХ, как правило, – не больше 6%.

Второе различие — гарантии. В трудовой договор всегда входит оплачиваемый отпуск, выходные и больничный, так же он предъявляет строгие требования к дисциплине работника (четко регламентируется время, место, порядок и способ работы), а если работник эти требования нарушает, работодатель вправе привлечь его к дисциплинарной или даже материальной ответственности. 

В случае ГПХ условия труда гораздо проще изменить и сделать для себя удобными — вам не устанавливается время и место выполнения работы, методы и способ оказания услуги. Приказы работодателя касаются по большей части результата оказания услуг. Но при этом вы не имеете оплачиваемого отпуска, больничного и т. д., но все же взносы на пенсионное и медицинское страхование сохраняются. По ГПХ заказчик тоже может привлечь вас к ответственности, например, если вы нарушили срок оказания услуги (задержали подготовку макета сайта, сделали его плохо и прочее), но эта ответственность всегда носит имущественный характер (вы выплатите ему неустойку или убытки). 

Документы для оформления договора ГПХ:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • ИНН;
  • СНИЛС;
  • банковские реквизиты исполнителя.
  • Информация из документов вносится в договор, после чего его подписывают.

 

Статус самозанятый

Статус самозанятый получается очень просто. Для этого достаточно скачать приложение «Мой налог» на телефон или планшет и пройти регистрацию, это можно сделать несколькими способами.

Первый. По паспорту. В приложении ввести данные: телефон, регион деятельности, скан паспорта, сфотографироваться.

Второй. Через личный кабинет налогоплательщика на сайте nalog.ru. Для регистрации статуса там вам потребуется войти в кабинет и ввести ИНН.

Третий. Через портал «Госуслуги». Вам понадобится войти в него.

Как только вы зарегистрировались, вы можете предоставлять услуги в качестве самозанятого. В чем плюсы и минусы этого статуса.

Самозанятый платит меньше налогов, чем работник с трудовым договором или ГПХ. 

4 % – при заключении договора с физическим лицом.

6 % — при заключении договора с юридическим лицом. 

Однако на него не уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение, и вопрос своей будущей пенсии самозанятый должен решать самостоятельно.

То есть вы сами будете платить налоги в приложении, а ваше заработная плата не будет влиять на размер пенсии.

Возможно, в будущем (в правительстве сейчас рассматривается закон) права самозанятого расширятся и он сможет претендовать на пенсионные выплаты и оплату больничного. 

Самозанятый сам заключает с работодателем договор, в котором будут прописаны условия работы, вид работы и гонорар за нее.

 Документы для оформления договора:

  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • ИНН;
  • Справка о постановке на учет по форме КНД 1122035 (можно получить электронно);
  • Банковские реквизиты самозанятого.

 

Информация из документов вносится в договор, после чего его подписывают.

Как работать в приложении?

Вы выставляете чек — кнопка «Новая продажа».

Указываете наименование услуги (следите, чтобы наименование соответствовало прописанному в договоре).

Выставляете сумму.

Пишете реквизиты заказчика.

Отправляете чек.

Важно! Через некоторое время вам нужно будет проверить приложение — оно выставит вам налог. Оплатить его можно будет там же. По желанию, можно прикрепить кредитную или дебетовую карту. Впоследствии это упростит оплату налогов: не надо будет вводить реквизиты каждый раз по новой. 

Работа без оформления

Да, такой способ работы есть. Его единственный плюс — вы получаете весь гонорар, без вычета налогов. Но минусы работы без оформления при этом довольно существенные. 

Во-первых, без договора с вами вряд ли кто-то будет работать, особенно в серьезных организациях. 

Во-вторых, работать без оформления закон не запрещает, но за неуплату налогов вас могут привлечь к ответственности. 

В-третьих, ваши отношения с работодателем ничем не регламентируются, поэтому они  могут просто не заплатить и исчезнуть. Предъявлять претензии в таком случае будет некому или будет недостаточно оснований для них.
Итог урока
Налоги со статусом самозанятый: https://npd.nalog.ru/#start.

Процесс оформления.

По трудовому договору.

По договору ГПХ.

Статус самозанятый.

Работа без оформления.

Домашнее задание

Чтобы выполнить домашние задания, создайте файл в любом текстовом редакторе (Google Docs, Word) и фиксируйте в нем свои ответы. По завершении курса отправьте файл на проверку психологам проекта на info@evland.ru.

1. Все ли вам было понятно?

2. Есть какие-то нюансы, о которых вы бы хотели поговорить дополнительно?

Вы все поняли в уроке?