Летняя мотивационная школа: как помочь незрячим людям эффективно встроиться в профессию и социум

С 4 по 29 июля работала мотивационная летняя школа для молодых людей с инвалидностью по зрению — школьников специализированных и массовых школ и студентов.

Организаторами выступили инклюзивный проект Everland и компания «билайн». Участие в проекте было бесплатное. Еженедельные встречи проходили в штаб-квартире компании «билайн», а Everland при содействии программы «Помощь рядом» предоставил участникам бесплатное такси для проезда к месту проведения школы и обратно.

Всего состоялось пять встреч, где 13 участников школы вместе со спикерами в формате мозговых штурмов обсуждали вопросы образования, самостоятельности, цифровых навыков, трудоустройства и выбора профессии. Модераторами сессий стали люди с полной или частичной инвалидностью по зрению, добившиеся успехов в профессиональном и личном пути.

Полина Котляренко, менеджер по устойчивому развитию «билайн», рассказывает: «Мы в «билайн» поддержали запуск Летней мотивационной школы для незрячих подростков как новый этап по развитию инклюзивной образовательной среды, где важное место занимает профориентация в цифровых профессиях. Ведь именно благодаря технологиям список профессий для незрячих и слабовидящих специалистов заметно расширился.

Примеры спикеров со слепотой, состоявшихся в жизни и профессии, смогли стать импульсом в профессиональном самоопределении и планировании дальнейших шагов в учебе незрячих выпускников школы. А блок по развитию цифровой грамотности и бытовой самостоятельности дал реальные инструменты для более легкой интеграции в общественную среду.

В будущем вместе с Everland мы надеемся сформировать устойчивое комьюнити незрячей молодежи по всей стране, мотивированное на само- и профреализацию с помощью современных технологий».

Модераторами первой встречи стали Дана Дрожжина, куратор волонтерских проектов в Everland, и Павел Обиух, руководитель проекта «Диалог-эксперт», бизнес-тренер.

На этой сессии ребята сформулировали, что же такое успех в принципе и какие критерии могут помочь в его достижении. Есть ли разница в «успехе» человека без инвалидности и незрячего человека? На этот вопрос у участников максимально быстро нашелся отрицательный ответ: мы все без исключений ставим цели и прикладываем усилия для того, чтобы быть успешными.

Центральной темой второй встречи были профессии: какие из них могут быть доступными для незрячих и слабовидящих людей; есть ли общие навыки, которые пригодятся практически в каждом профессиональном направлении. Ребята решили несколько практических заданий о выборе профессий и составили примерный алгоритм действий для разных жизненных ситуаций. Вели сессию Кристина Павлова, журналист, выпускница президентской академии, автор подкастов на YouTube-канале Tiflo.Info, и Влад Шакин, специалист по праву и социальному обеспечению. С 2018 года он тоже занимается журналистикой, работал в интернет-сообществе «СорокАкул», на канале Tiflo.Info вел авторскую программу «А у вас сегодня гость».

Тема профессионального выбора очень сложна и неоднозначна, особенно в контексте инвалидности по зрению. Поэтому на третьей сессии участники школы продолжили разговор о профессиональном определении. Вместе с HR-экспертом Жанной Русаковой (leadership coach at Mindbox) ребята строили путь к каждой из доступных профессий, определяли, что именно нужно для входа — образование, компетенции, практическая составляющая. Участники пришли к выводу, что важно говорить о своей инвалидности и в коммуникации с друзьями или новыми знакомыми, и при поиске работы, и в первом контакте с работодателем. Такая позиция — основа честного и долгосрочного контакта при трудоустройстве. Как найти профессию по душе и что помогает в самореализации, рассказал на встрече Иван Ерхов, незрячий общественный деятель и блогер. Он активно ведет свои соцсети и канал на YouTube, покорил Эльбрус, много путешествует, общается и знает, как важно в жизни найти себя.

На четвертой встрече участников летней мотивационной говорили на тему важности цифровых знаний и профессий. Именно это сейчас — огромные возможности для ребят с инвалидностью по зрению. О своем опыте, профессиональном пути, лайфхаках на встрече рассказывали Артем Плаксин, руководитель направления accessibility-тестирования в Everland, и Евгений Некрасов, незрячий devops-инженер.

Умение пользоваться скринридером — программой, считывающей текст с экрана — сегодня жизненно необходимо в разных ситуациях. Это не только расширяет возможности незрячего человека или человека с остаточным зрением в быту, но и позволяет ему учиться, получать профессию, работать.

Анастасия Каманина, участница летней школы, будущий тифлопедагог, рассказала, как на этих встречах ее вдохновили истории спикеров, которые потеряли зрение уже во взрослом возрасте: «Эти истории стали необыкновенным мотиватором для собственного совершенствования. Мое большое достижение: я скачала и научилась пользоваться несколькими приложениями для незрячих. Оказалось, что все эти приложения значительно облегчают жизнь, а главное просты в использовании! Хочу выразить огромную благодарность всем организаторам, спикерам, компании «билайн» и Everland, Степану и Ивану, всем, кто помогал и направлял во время летней школы! Отдельное спасибо Дане! У вас получился замечательный проект!»

На последней, пятой, сессии говорили про коммуникацию и выясняли, какую роль она несет в жизни каждого из нас, как корректное общение влияет на качество жизни, на трудоустройство и новые знакомства. Модераторами встречи стали Любовь Кубанкова, клинический психолог, молодая мама, и автор образовательных проектов в сфере финансовой грамотности Василий Дрожжин
Дана Дрожжина, куратор волонтерских проектов в Everland, подытожила на финальной встрече: «Я считаю эти мероприятия полезными и актуальными. Несмотря на все, что сейчас есть в смысле цифровой грамотности, реабилитационных вещей для людей с инвалидностью по зрению, к сожалению, и сами дети, и их родители оказываются в некоем информационном вакууме, где нет большей части важной информации для эффективного становления личности ребенка и для его развития. Эта школа дала возможность многим оказаться в пространстве, где в безопасном окружении можно говорить о многом: как страшно отпускать ребенка одного куда-либо, что, вообще, непонятно, с чего начинать обучение использования компьютера и так далее. Все это мы проговаривали в рамках встреч, и обратная связь получилась достаточно серьезной.

Завершением сессий стало подведение итогов. На первой встрече школы ребята зафиксировали на флипчарте те цели, с которыми они пришли, и в финале Школы обсудили, у кого ожидания оправдались. Конечно, цели больше были связаны с коммуникацией, со знакомством, с самоопределением и повышением цифровой грамотности. Ребята и их родители отметили, что за время прохождения Школы во многом это удалось решить.